Транспортно-грузовая система - это совокупность взаимосвязанных транспортных и перегрузочно-складских объектов, которые предназначены для доставки грузов от поставщиков к потребителям.
Общее представление о транспортно-грузовой системе
Конкурентоспособность современных предприятий во многом зависит от того, каким является качество транспортно-складского обслуживания. Оказанием транспортно-складских услуг занимаются транспортно-грузовые системы, поэтому к ним обращено особое внимание со стороны действующих хозяйствующих субъектов.
Транспортно-грузовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных транспортных и перегрузочно-складских объектов, которые используются (функционируют) ради обеспечения доставки грузов от поставщиков к потребителям. Транспортно-грузовые системы обычно действуют в сфере распределения продукции производственно-технического назначения, промышленных и продовольственных товаров широкого потребления.
Транспортно-грузовая система состоит из двух подсистем, которые, несмотря на наличие взаимосвязи, вполне способны функционировать и развиваться самостоятельно:
- Транспортная подсистема, которая включает в свой состав автомобильные, железные, специальные дороги, водные пути, а также предназначенные для передвижения по ним транспортные средства;
- Грузовая подсистема, которая включает в свой состав складские здания, сооружения, подъемно-транспортные машины и оборудование.
Эксплуатация указанных двух подсистем происходит следующим образом. Технические средства, которые представляют транспортную подсистему, используются для того, чтобы перевести груз из пункта отправления в пункт назначения. Технические средства, которые представляют грузовую подсистему, в свою очередь, используют для выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ.
Характеристика транспортной подсистемы
В зоны обслуживания транспортно-грузовой системы для обработки поступает подвижной состав различных видов транспорта. Так, грузовой вагонный парк железных дорог включает в свой состав такие средства, как крытые вагоны, полувагоны, изотермические вагоны, платформы, цистерны, а также специализированные вагоны, которые предназначены для перевозки грузов, обладающих специфическими свойствами.
Большое распространение в логистической деятельности предприятий получили грузовые автомобили и прицепы. Они в основном классифицируются в зависимости от грузоподъемности, т.е. максимально разрешенной полезной нагрузки. По этому критерию принято выделять автомобили (прицепы) большой грузоподъемности (свыше 16 т.), большой (от 8 до 16 т.), средней (от 2 до 8 т.), малой (от 0,5 до 2 т.) и особо малой грузоподъемности (до 0,5 т.).
Грузовые автомобили и прицепы еще отличаются друг от друга по типу кузова. Относительно этого критерия выделяют автомобили и прицепы общего назначения (бортовые) и специализированные (самосвалы, фургоны, цистерны). Наибольшее распространение на данный момент получили автомобили и прицепы - самосвалы с опрокидывающимися кузовами (т.е. груз сбрасывается наклоном кузова).
С точки зрения осуществления грузовых перевозок морской транспорт представлен морскими портами и флотом. В портах (у береговых причалов и у рейдовых портов) производят погрузку и выгрузку судов, а также выполняют вспомогательные операции по техническому обслуживанию и снабжению флота. Грузовой флот включает в себя грузопассажирские суда, наливные суда (нефтевозы, газовозы и т.п.), комбинированные и узкоспециализированные суда (например, автомобильные паромы, контейнеровозы, лесовозы и др.).
Характеристика грузовой подсистемы
Грузовая подсистема транспортно-грузовой системы базируется, в первую очередь, на подъемно-транспортных машинах. На данный момент в большинстве случаев принято эту категорию технических средств специального назначения разбивать на три группы:
- Грузоподъемные машины, которые занимаются циклическим перемещением грузов по произвольной пространственной трассе, меняющейся при каждом цикле;
- Транспортирующие машины, которые занимаются перемещением массовых и преимущественно сыпучих материалов в виде непрерывного потока по определенной трассе;
- Погрузочно-разгрузочные машины, которые занимаются погрузкой материалов и отдельных объемных и массивных грузов в транспортные средства, а также их разгрузкой с транспортных средств;
- Группа вспомогательных устройств, к которым относятся воронки, лотки, затворы, питатели и т.д.
Для выполнения перегрузочных работ в промышленности и на транспорте привлекают различные типы подъемно-транспортных машин, которые способны обеспечить непрерывность и ритмичность процессов производства. Эффективность производства во многом зависит от того, в пользу каких технологий производства и видов подъемно-транспортного оборудования будет сделан выбор.
Грузовая подсистема транспортно-грузовой системы в настоящее время характеризуется, в первую очередь, тем, что подъемно-транспортные машины подвергаются процессу автоматизации. Это означает массовое применение управляющих компьютеров, которые работают в реальном масштабе времени (on-line).
Составной частью грузовой подсистемы являются складские помещения. Они предназначены для временного размещения и хранения материальных ресурсов и готовой продукции, которые в будущем будут использованы в целях производства или реализации товаров и услуг. Существует несколько разновидностей склада: склад экспедиторского предприятия, таможенный склад, перевалочный склад в порту и др. Назначение склада так или иначе, но оказывает значительное влияние на выполнение процессов транспортировки грузов во всех звеньях логистических цепей.