Логистические принципы организации смешанных перевозок
Перевозка грузов с последовательным участием нескольких видов транспорта называется смешанной.
На практике сложились различные формы смешанных перевозок: смешанная раздельная перевозка, мультимодальная и интермодальная перевозка.
Смешанные раздельные перевозки предполагают заключение грузовладельцем договора с каждым перевозчиком, причем каждый из них осуществляет расчеты с заказчиком и несет материальную ответственность за сохранность товара только на своем участке маршрута.
Мультимодальной перевозкой называют перевозку груза несколькими видами транспорта, осуществляемую под ответственностью одного перевозчика, по единому транспортному документу и оплачиваемую по единой сквозной тарифной ставке.
Система интермодальных перевозок тождественна мультимодальной, но в отличие от последней оперирует не с грузом вообще, а с определенной укрупненной грузовой единицей (например, контейнером, контрейлером, паллетом).
В отличие от традиционных смешанных раздельных перевозок, мульти- и интермодальные перевозки отвечают логистическим принципам.
Логистический подход к организации транспортировки предполагает реализацию следующих принципов:
- единый оператор перевозки (компании, которые занимаются профессиональной организацией мультимодальных перевозок, носят название мультимодального логистического оператора (МЛО));
- единый транспортный документ, подтверждающий наличие договора перевозки (как правило, при мультимодальный перевозках оформляют сквозной коносамент);
- единая ответственность за груз (МЛО несет ответственность за сохранность груза перед заказчиком на всех этапах процесса доставки);
- единая сквозная тарифная ставка (грузовладелец осуществляет расчеты за всю перевозку с единственным лицом, который от своего имени рассчитывается с прочими перевозчиками, агентами и подрядчиками);
- максимальное использование систем электронного документооборота и телекоммуникационных сетей (с целью ускорения обмена информацией между участниками процесса мультимодальной перевозки).
Виды логистических технологий смешанных перевозок
Логистическая технология перевозки – это совокупность приемов и инструментов выполнения процесса доставки груза потребителю.
При логистическом подходе обязательным элементом технологии перевозки является наличие грузового модуля (укрупненной грузовой единицы).
В зависимости от применяемых укрупненных грузовых единиц выделяют следующие логистические технологии перевозки:
- пакетные перевозки – перевозки укрупненными грузовыми местами – пакетами, сформированными из штучных грузов;
- паллетные перевозки – перевозки укрупненными грузовыми местами на грузовых поддонах (паллетах), стандартные европейские параметры поддона − 800×1200×144 мм (в России такие грузовые единицы называют «европоддоны»);
- контейнерные перевозки – смешанные перевозки, выполняемые любым видом транспорта с использованием универсальных грузовых контейнеров;
- контрейлерные перевозки – автомобильно-железнодорожные перевозки, перевозка груза осуществляется в трейлере (автоприцепе), который на железнодорожном участке пути погружается на железнодорожную платформу;
- паромные и ролкерные перевозки – перевозки с участием водного транспорта, перевозка груза осуществляется автомобильным транспортом или в вагоне, которые на водном участке пути закатываются на паром или в трюм грузового морского судна (ролкера);
- лихтерные перевозки – перевозки с участием водного транспорта для грузоотправителей, расположенных на водных путях, перевозка груза осуществляется в лихтерах (несамоходных судах), которые буксируются с причала к судну-лихтеровозу.