Контрейлерные перевозки
Контрейлерные перевозки – интермодальные автомобильно-железнодорожные грузовые перевозки, где в качестве укрупненной грузовой единицы выступает контрейлер (груженый автомобиль, автоприцеп, фургон), который на железнодорожном участке пути погружается на железнодорожную платформу.
Контрейлером называют контейнер, который оборудован колесами автомобильного типа и предназначен для перевозки на железнодорожных платформах и перемещения по автодорогам при помощи автотягача. Контрейлерная технология перевозки предполагает использование в качестве грузового модуля не только специальных контрейлеров, но и другого автомобильного подвижного состава (прицепов, полуприцепов, фургнов).
Контрейлерные перевозки впервые появились в США и Канаде. Там данная технология получила название «пигги-бэк» (англ. piggyback).
В Европе при внедрении контрейлерных перевозок возникли проблемы, связанные с ограничениями существующей транспортной инфраструктуры. Чтобы решить их были внесены изменения в отдельные элементы дорожных сооружений, а также разработана конструкция железнодорожных платформ с более глубокими карманами для устройства колес автотрейлеров и автопоездов.
В Европе такая технология получила название «катящееся шоссе» (англ. rolling motorway, RO-MO).
Технологический процесс контрейлерной перевозки включает выполнение следующих операций:
- загрузка контрейлера (автомобиля, автопринцепа, фургона) у грузоотправителя;
- его транспортирование на железнодорожную станцию автомобиль-ным тягачом;
- установка контрейлера на железнодорожную платформу;
- транспортирование контрейлера по железной дороге до станции назначения;
- снятие с железнодорожной платформы;
- транспортирование его до грузополучателя автомобильным тягачом;
- выгрузка контрейлера на складе грузополучателя.
Существует три основных схемы контрейлерной перевозки:
- перевозка полуприцепа на обычной железнодорожной платформе вместе с ходовой частью, в этом случае полуприцеп накатывается на платформу автотягачам (горизонтальная погрузка);
- перевозка автопоезда на железнодорожной платформе (вместе с тягачом), в этом случае, как правило, водитель автопоезда сопровождает груз;
- перевозка съемных кузовов автомобиля без ходовой части на железнодорожной платформе, кузов грузится на платформу при помощи крана или вилочного погрузчика (вертикальная погрузка).
Роудрейлерные перевозки
Роудрейлер – это специальный полуприцеп-вагон с комбинированной ходовой частью, то есть имеет колес автомобильные и железнодорожные колеса, установленные на двух осях, каждая из которых может быть самостоятельно поднята или опущена.
Таким образом, роудрейлер возможно транспортировать по автомобильным и железным дорогам при помощи автотягача или локомотива.
Наибольшее распространение роудрейлерные перевозки получили в США. В настоящее время по данной технологии организуется перевозки целыми роудрейлерными поездами. Разрабатываются специализированные роудрейлеры для перевозки навалочных, скоропортящихся, наливных грузов и др.
Преимуществами таких перевозок являются:
- устранение промежуточных погрузочно-разгрузочных работ (ПРР);
- сокращение простоя на станциях и в портах под грузовыми операциями и увеличение скорости доставки грузов;
- повышение сохранности грузов;
- снижение затрат на ПРР;
- снижение затрат на промежуточное хранение груза;
- повышение экологичности перевозок (по сравнению с автомобильными перевозками);
- разгрузка автомагистралей.