Понятие и функции грузовых терминалов
Организация мультимодальных или интермодальных перевозок требует наличия специальных пунктов стыковки видов транспорта и перевалки грузов, то есть грузовых терминалов.
Грузовой терминал – это специальный комплекс сооружений, технических устройств и персонала, предназначенный для выполнения транспортных и логистических операций по приему, погрузке-разгрузке, сортировке и временному хранению грузов, а также осуществляющий коммерческое обслуживание грузовладельцев, перевозчиков и логистических посредников.
Основной функцией грузового терминала (в отличие от склада, выполняющего функции складирования и хранения грузов) является грузопереработка и стыковка видов транспорта в процессе смешанных перевозок. Операции грузопереработки на терминалах включают разукрупнение и укрупнение грузовых партий, формирование и расформирование отправок по направлениям перевозки, переработку тарно-штучных грузов, упаковку и пакетирование, маркировку грузов.
К функциям современного грузового терминала относится:
- оформление договоров с заказчиками, прием и обработка заявок;
- сбор и развоз грузов заказчикам;
- краткосрочное хранение;
- консолидация, сортировка, разукрупнение грузовых партий и другие операции грузопереработки;
- временное хранение внешнеторговых грузов;
- таможенная очистка внешнеторговых грузов;
- информационно-компьютерная поддержка услуг терминала.
В зависимости от вида транспортных потоков, обрабатываемых на терминале, выделяют автомобильные грузовые терминалы, автомобильно-железнодорожные, морские, речные и др.
Также грузовые терминалы могут классифицироваться по мощности и специфике обрабатываемых грузов (контейнерные терминалы, грузовые терминалы для переработки опасных грузов, терминалы для скоропортящихся грузов и др.).
Технология терминальной перевозки
Перевозки, осуществляемые с использованием грузовых терминалов, называют терминальными. Технологический процесс терминальной перевозки состоит из следующих этапов:
- завоз грузов на терминал;
- грузопереработка по консолидации грузопотока;
- перевозка грузов между терминалами отправления и назначения;
- грузопереработка по разукрупнению потока;
- развоз грузов с терминала.
Перевозка грузов между терминалами отправления и назначения носит массовый характер. Такие перевозки называют линейными или магистральными, они могут выполняться железнодорожным транспортом, линейными морскими судами, большегрузными автомобилями.
Перевозка по подвозу и развозу грузов с терминала называется фидерной, это, как правило, мелкие перевозки, выполняемые автомобильным транспортом (в сухопутном сообщении), небольшими фидерными судами (на водных видах транспорта).
В зарубежной практике подобная терминальная схема организации перевозок носит название «hub and spoke» («ступица и спица»).
Преимуществами терминальных перевозок по сравнению с прямой унимодальной (одновидовой) отправкой груза «от двери до двери» является:
- снижение себестоимости отправки крупных партий на дальние расстояния;
- высокая скорость перемещения потока между терминалами (например, в составе контейнерных поездов);
- повышение эффективности работы используемых на магистральных перевозках транспортных средств (за счет полной загрузки).
В настоящее время в России массово сооружаются и реконструируются терминально-складские комплексы, позволяющие повысить эффективность функционирования национальной транспортной системы.