Судно смешанного плавания - это плавучее сооружение, которое предназначено для плавания как по морским, так и по внутренним (речным) водным путям.
Основы организации перевозки массовых грузов на судах
На основе исходных данных инициаторы грузовой перевозки и непосредственные исполнители данного процесса должны самостоятельно сделать выбор в пользу оптимальной транспортно-технологической схемы перевозки и обосновать этот выбор. Тогда можно говорить о такой деятельности, как организация перевозки груза.
Организация перевозки любого вида груза (в том числе, массовых грузов), в первую очередь, заключается в выборе конкретной технологии осуществления подобного перевозочного процесса. В данном случае необходимо решить вопросы о выполнении следующих действий:
- прием груза к перевозке от грузоотправителя;
- размещение и укладка груза в грузовых помещениях или на палубе с учетом особенностей предстоящего рейса;
- обеспечение надлежащего крепления (при необходимости);
- расчет элементов остойчивости (валкости) судна;
- обеспечение безопасности перевозки путем осуществления контроля за грузом в течение всего грузового рейса;
- обеспечение сохранности груза путем принятия определенных мер в сфере регулирования технологического режима перевозки;
- выдача груза грузополучателю или лицу, которое представляет заявленного грузополучателя.
Для того чтобы организовать перевозку массового груза на судах смешанного плавания, перевозчикам и другим лицам, задействованным в данном процессе, необходимо решить следующие задачи:
- определить массу и (или) количество груза, которые необходимо погрузить на заданное судно в заданном направлении перевозки;
- установить необходимый дифферент судна для принятия оптимального количества груза;
- выбрать способ размещения и крепления груза в трюмах и на люковых крышках;
- определить количество средств крепления и прокладочных и сепарационных материалов;
- провести после погрузки проверку элементов местной прочности и остойчивости судна;
- составить предварительный грузовой план;
- описать технологический режим перевозки груза;
- конкретизировать состав документов, которые необходимо принять относительно технологии грузовой перевозки;
- рассчитать экономические и эксплуатационные показатели расчетного рейса, которые необходимы для выбора оптимального варианта грузовой перевозки.
Массовые грузы как объект перевозки
Массовые грузы представляют собой насыпные и навалочные грузы, которые перевозятся на судах без тары. Таким способом в большинстве случаев транспортируют руды и их концентраты, каменный уголь, зерно, химические удобрения, бокситы, апатиты, сахар, цемент.
В настоящее время действующие предприятия в большей степени стремятся учесть конъюнктуру мирового рынка. Поэтому все чаще принимают меры по ликвидации балластных пробегов в том числе путем полной или частичной универсализации судов. Это означает строительство и оборудование судов смешанного плавания с такими эксплуатационными характеристиками, которые позволяют практически с одинаковой эффективностью перевозить любые массовые грузы.
По общему правилу подобные суда должны обладать хорошей мореходностью в балласте и быть дешевыми. Кроме того, им необходимо удовлетворять следующим требованиям:
- достаточность объема грузовых помещений для перевозки любых массовых грузов;
- минимальность колебаний остойчивости при перевозке различных грузов;
- минимальность объема работ по зачистке грузовых помещений;
- обеспечение удовлетворительной посадки и остойчивости судна за счет соответствующего объема и расположения чисто балластных цистерн;
- пресечение необходимости использования (установки) дополнительных конструкций (например, питателей, шифтинт-бордсов и др.) для перевозки отдельных видов массовых грузов;
- использование таких изгибающих моментов, которые при любых вариантах нагрузки гарантируют умеренную массу корпуса судна и др.
Стоит отметить, что удовлетворение перечисленных выше требований может быть обеспечено только в результате достижения компромиссных технических решений. Это осложняет процесс разработки, строительства и оснащения судов смешанного плавания, специализированных под осуществление перевозки массовых грузов.
Судно смешанного плавания как транспортное средство
Массовые грузы в некоторых случаях перевозятся на судах смешанного плавания. Данные транспортные средства представляют собой особый класс плавучих сооружений, которые предназначены для плавания сразу и по морским, и по внутренним (речным) водным путям (так называемые, суда «река-море»).
Привлечение для перевозки массовых грузов судов смешанного плавания обусловлено, прежде всего, достижением высокой эффективности. Это связано с тем, что отпадает необходимость в перевалке груза с морских на речные суда и обратно в устьевых портах. Кроме того, суда смешанного сообщения позволяют обеспечить круглогодичную эксплуатацию в незамерзающих морях в зимнее время, когда прекращается речная навигация.
В то же время из-за жесткой ограниченности мореходности судов смешанного плавания достаточно небольшим является число разрешенных районов морского плавания. Причем подобные разрешения обусловлены наличием близко расположенных морских портов-убежищ и качеством гидро- и метеопрогнозов.
Одной из главных особенностей судна смешанного плавания, которая играет существенную роль при организации перевозки массовых грузов, является конструкция корпуса. С одной стороны, корпус должен иметь небольшую осадку при ограниченной ширине и длине (это - черта речного судна). С другой стороны, корпус должен обеспечивать хорошую остойчивость и достаточную жесткость для плавания на волнении (это - черта морского судна).