Тактическое планирование - это уровень планирования (одной из функций управления), на котором осуществляется обеспечение взаимосвязи стратегических планов с более детальными оперативными планами.
Общее представление о планировании на предприятии
Цепи поставок выступают в качестве объектов управления, которое осуществляется хозяйствующими субъектами, принимающими участие в функционировании этих цепей. Управляющее воздействие выражается в выполнении ряда функций. Одной из таких функций является функция планирования.
Планирование представляет собой деятельность субъектов управления по составлению планов - документов, в которых утверждаются основные направления деятельности в будущем, цели, задачи и способы их достижения, целевые показатели и плановые значения по ним как средства контроля и т.д.
Планирование может осуществляться на разных уровнях. Критериями для их выделения являются временной горизонт планирования, значимость для хозяйствующего субъекта выполнения планов, масштабность планов, объемы выделяемых для их реализации ресурсов и т.п. В соответствии с этим на данный момент выделяют:
- Стратегическое планирование - определение долгосрочной цели развития предприятия в многолетней перспективе;
- Тактическое планирование - детализация выбранных стратегий до уровня планов на срок 1-3 года;
- Оперативное планирование - разработка конкретных действий на краткосрочный период (месяц, неделя, сутки).
Особенности тактического планирования цепи поставок
Тактическое планирование является необходимым элементом системы планирования и управления предприятия, в том числе, в сфере цепей поставок. Тактическое планирование выступает в качестве промежуточного звена, с помощью которого предприятие связывает стратегические планы с более детальными оперативными планами. Содержание тактического плана представлено портфелем заказов и ассортиментом производимой продукции, которые, по мнению руководства предприятия, позволяют ему двигаться в направлениях, заданных стратегией.
Горизонт тактического планирования предприятия, как правило, не превышает 18 месяцев (3 года). Обновление тактического плана происходит ежемесячно (основной временной диапазон) или еженедельно (возможно в случае детализации). Главными целевыми показателями в тактическом плане считаются прибыль предприятия и степень удовлетворения спроса ключевых клиентов.
Благодаря тактическому планированию цепи поставок предприятию удается регулярно составлять реалистичный, сбалансированный план деятельности предприятия на заданный горизонт планирования с учетом ключевых ограничений цепи поставок. В данном случае подразумевается, что тактический план деятельности предприятия в рамках цепи поставок должен включать в себя планы таких структурных подразделений как сбыт, транспортировка, производство, закупки, финансы.
Тактическое планирование цепи поставок предприятия позволяет ему решить следующие задачи:
- Сформировать у представителей руководства целостное понимание ключевых факторов, которые оказывают положительное влияние на конечный результат деятельности предприятия;
- Своевременно выявлять неблагоприятные сценарии развития ситуации и определять наилучшие альтернативы;
- Повышать эффективность деятельности предприятия.
Процесс тактического планирования цепи поставок
Процесс составления тактического плана можно разделить на два основных этапа. Первый этап заключается в построении прогноза сбыта. Второй этап заключается в балансировке прогноза сбыта с имеющимися производственными, транспортными, закупочными мощностями предприятия и имеющимися финансовыми ограничениями.
Построение прогноза сбыта предприятия достаточно хорошо изучено авторами. Поэтому сейчас в основном интерес представляет второй этап планирования – синхронизацию спроса с имеющимися логистическими мощностями. Этот этап считается краеугольным камнем всего процесса тактического планирования. Именно здесь спрос в виде прогноза продаж и предложение в виде доступных мощностей и запасов балансируются в соответствии с заданными бизнес-целями предприятия.
С сущностной точки зрения второй этап представлен действиями по поиску и анализу альтернатив для принятия рациональных решений. Ради этого сначала разрабатывается бизнес-модель цепи поставок предприятия. Затем на основании истории или на основании экспертных оценок бизнес-модель проходит процедуру верификации. После этого становится возможным использование модели для оценки результатов принятия тех или иных управленческих решений.
Информационное обеспечение тактического планирования и его результат
Процесс тактического планирования цепи поставок предприятия базируется на следующей исходной информации:
- Прогноз с заданной приоритетностью в тоннах в разрезе продуктовой линейки, рынков сбыта и периода загрузки;
- Маршруты производства продукции;
- Информация о входящих запасах позиций в тоннах;
- Производительность, формулы (нормы расхода), переменные затраты предприятия на выполнение операций;
- График ремонтов и текущих простоев оборудования;
- Уровни минимальных, максимальных и целевых запасов для различных местоположений.
Для предприятия главным результатом процесса тактического планирования цепи поставок является укрупненный помесячный план снабжения, производства и сбыта на горизонте планирования до 18 месяцев. Этот план включает в себя потребности в сырье и основных материалах, уровень загрузки каждого ресурса, план производства в запас, оптимальный ассортимент производства продукции, план отгрузок в разрезе групп продукции, оценку запасов и незавершенной продукции, оценку экономической составляющей планов и др.