Сборный груз - это партия мелкогабаритных грузов, которые приняты перевозчиком от различных заказчиков и доставляются им в одном направлении на одном транспортном средстве.
Общие сведения о сборных грузах и их перевозке
В последнее время широкое распространение получило такая логистическая услуга, как перевозка сборных грузов. Данный вид транспортировки предполагает, что перевозчик на одном транспортном средстве осуществляет доставку в одном направлении различных по габариту грузов, принятых от нескольких клиентов. Образуемая таким образом партия нескольких отдельных грузов представляет собой сборный груз.
Популярность перевозки сборных грузов объясняется тем, что заказчики подобной логистической услуги могут получить ряд преимуществ:
- минимальные сроки осуществления перевозок сборных грузов, что обеспечивается в результате тщательного проектирования логистических схем и высокого профессионального уровня сотрудников логистической компании;
- экономия денежных средств, которая достигается за счет того, что заказчик оплачивает только за часть площади транспортного средства, которая оказывается занятой грузом, а не все транспортное средство;
- возможность доставки небольших партий грузов, поскольку перевозка сборных грузов как логистическая услуга не предъявляет каких-либо требований к минимальному объему партии транспортируемого груза.
Логистические компании, которые оказывают услуги по организации и осуществлению перевозок сборных грузов, обычно устанавливают тариф выше, чем другие транспортные предприятия, занимающиеся перевозками отдельным (выделенным) транспортом. В связи с этим перевозки сборных грузов могут снизить стоимость только в отношении доставки мелкогабаритных грузов, в то время как средне- и крупногабаритные грузы выгоднее перевозить отдельно.
Организация перевозки сборных грузов
Для того чтобы осуществить перевозку сборных грузов, необходимо провести консолидацию мелких партий нескольких отправителей. Данная операция обычно проводиться на специальном складе, который называется консолидационным (консолидированным). Этот склад выступает в качестве отправной точкой для регулярной перевозки сборных грузов по заданному маршруту.
Важным аспектом любого перевозочного процесса является время, которое затрачивается на доставку груза. В рассматриваемом нами случае конкретное время доставки сборного груза будет зависеть от срока комплектации партии, маршрута следования транспорта и действия других факторов.
Как показывает практика, в большинстве случаев перевозка сборных грузов осуществляется автомобильным транспортом. В то же время довольно часто практикуются международные перевозки консолидированных партий грузов при помощи железнодорожного, водного и авиационного транспорта.
Перевозка сборных грузов организуется по определенной логистической схеме, которая, как правило, выглядит следующим образом:
- Транспортировка штучного груза со склада отправителя на консолидационный склад для того, чтобы он принял участие в комплектации новой партии.
- Обработка штучного груза на консолидационном складе, которая заключается в дополнительной упаковке, в применении тары и в принятии ряда других мер.
- Таможенное оформление сборного груза и подготовка других документов, необходимых для проведения транспортировки.
- Отправка сборного груза в страну назначения автомобильным, водным, железнодорожным или авиационным транспортом.
- Таможенная очистка в стране назначения, а также оформление документов, которые потребуются в будущем в процессе реализации товара или при использовании оборудования.
- Доставка штучного груза по указанному адресу.
Пути совершенствования организации перевозки сборных грузов
Повышение эффективности затрат времени и средств на перевозку грузов по всему миру является критически важной задачей. Это же касается и деятельности по перевозке сборных грузов, организация которой нуждается в некотором совершенствовании.
В настоящее время в качестве меры совершенствования организации перевозок сборных малогабаритных грузов можно предложить внедрение в деятельность логистической компании автоматизированной информационной платформы. Использование подобной платформы является условием для автоматизации процессов транспортного предприятия.
Современный программный продукт предоставляет возможность осуществлять, с одной стороны, мониторинг транспорта через GPS-трекер или смартфон водителя, а с другой стороны, управление автотранспортом путем назначения заявок на машину через водительское приложение. В данном случае необходимо, чтобы все водители логистической компании (перевозчика) установили на свои мобильные устройства соответствующее приложение.
Что касается контейнерных перевозок, то предлагается внедрение концепции Физического Интернета. Тогда посылки будут перемещаться эффективно и результативно через сеть терминалов, которые должны быть в состоянии обрабатывать и связывать грузы от многих грузоотправителей. В Физическом Интернете консолидация не ограничивается обработкой поддонов. Основное внимание уделяется посылкам, и все логистические единицы перед объединением разбиваются на отдельные посылки.
Для того чтобы данная концепция была внедрена полностью, нужно построить целую инфраструктуру, в которую будут входить распределительные центры, работающие со специальным оборудованием для контейнеров. Далее понадобиться соответствующее оборудование всех транспортных средств. Главная задача заключается в объединении конкурирующих компаний-перевозчиков.
Таим образом, организация перевозок сборных грузов нуждается в совершенствовании, что обуславливает необходимость принятия логистическими компаниями определенных мер.