Сбытовая логистика - это самостоятельная область логистики, которая направлена на обеспечение продвижения готовой продукции от производителей до промежуточных и конечных потребителей.
Теоретические основы сбытовой логистики
Одним из функциональных продолжений внутрипроизводственной логистики является сбытовая логистика. Она представляет собой самостоятельную область логистики, в рамках которой логистические потоки (прежде всего, материальный) распределяются между разными потребителями. В связи с этим в литературе часто можно встретить такие варианты названия сбытовой логистики, как распределительная логистика и маркетинговая логистика.
Основная цель сбытовой логистики заключается в том, чтобы обеспечить доставку клиенту предприятия нужного количество нужной ему продукции без ущерба для её качества в нужное место и в нужное время с минимальными затратами. Удовлетворение каждого из перечисленных требований представляет собой отдельную задачу сбытовой логистики.
Процесс решения задач сбытовой логистики сопровождается для предприятия принятием следующих мер:
- Определение канала распределения, по которому продукция будет доведена до потребителя;
- Выбор конкретного способа упаковки продукции;
- Построение маршрута отправки продукции;
- Определение потребности предприятия в наличии сети складов;
- Установление минимального уровня обслуживания клиентов и др.
Объекты сбытовой логистики совпадают с объектами логистика как таковой. Речь идет про материальный (основной) и сопутствующие ему (генерируемые им) финансовый, информационный и сервисный потоки.
В качестве субъектов сбытовой логистики выступают участники сбытовой сети. Таковыми являются производители торговые и функциональные посредники, конечные потребители. При этом субъектов сбытовой логистики зачастую рассматривают на микроуровне и на макроуровне.
На микроуровне субъекты сбытовой логистики представлены, в первую очередь, структурными подразделениями предприятия. Речь идет про отделы логистики, сбыта, информационного обеспечения, стандартизации и качества, транспортный и финансовый отделы, а также про склады. Субъектами сбытовой логистики на макроуровне являются сбытовые, транспортные, торговые, страховые организации, консультационные фирмы, компании информационной поддержки, распределительные центры и склады, потребительские союзы.
Функции сбытовой логистики
Обобщая представленные в литературе точки зрения насчет функционального наполнения сбытовой логистики, можно сделать вывод о том, что существует два основных подхода. Первый подход заключается в выделении основных и поддерживающих функций, второй подход заключается в выделении функций на микро и макроуровнях.
Основными функциями сбытовой логистики принято называть сбыт, хранение и транспортировку продукции. Обеспечивающими функциями сбытовой логистики являются стандартизация, поддержание стандартов качества готовой продукции, финансирование, расчет налоговых платежей и прибыли, ценообразование, страхование от рисков, информационное, компьютерное и научное обеспечение, логистический сервис, бухгалтерский учет, мониторинг выполнения плана поставок продукции.
На макроуровне к функциям сбытовой логистики можно отнести:
- Создание организационной структуры каналов и сети распределения продукции;
- Размещение распределительных центров (складов, баз) и других звеньев логистической сети в распределительных каналах;
- Транспортировка готовой продукции, возвратной тары и отходов;
- Складирование, т.е. прием изготовленной продукции и других материалов на хранение в складском помещении;
- Управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
- Передача прав собственности на готовую продукцию;
- Обеспечение сохранности и защиты товаров.
На микроуровне сбытовая логистика выполняет следующие функции:
- Организация осуществления процессов и процедур получения и обработки заказов;
- Составление планов осуществления процессов реализации готовой продукции;
- Выбор упаковки готовой продукции, её комплектация и консервирование;
- Организация отгрузки готовой продукции покупателям;
- Осуществление контроля за транспортировкой готовой продукции к месту потребления и ее доставкой потребителю;
- Организация обслуживания клиента и продукции после ее реализации;
- Учет движения готовой продукции на складах.
Содержание сбытовой логистики
Сбытовая логистика занимается планированием и обеспечением доставки готовой продукции от производителя к потребителям. В связи с этим сбытовая логистика на постоянной основе изучает потребительский спрос, а также товары, которые производят основные конкуренты. При этом в то же время собирается вся информация о товарах собственного производства.
В рамках сбытовой логистики осуществляется поиск реальных и потенциальных заказчиков. По итогам данного поиска создаются, поддерживаются и развиваются связи предприятия с заказчиками.
Сбытовая логистика организует отбор как каналов сбыта готовой продукции, так и логистических посредников. Ее роль также важна при организации поставок и осуществлении контроля за ними.
Кроме того, сбытовая логистика на этапе планирования производства и затрат принимает участие в формировании стратегии и тактики предприятия, во время которого выдвигает предложения о путях приспособления собственного производства к нуждам потребителей в целях их максимального удовлетворения.
Сбытовая логистика направлена на поиск и разработку путей и средств оптимизации логистических каналов сбыта. То, что существует большое число способов организации сбыта, позволяет хозяйствующим субъектам и другим заинтересованным лицам в наибольшей степени использовать потенциал логистики как науки и практики.