Интеллектуальная транспортная система - это интеллектуальная система, функционирующая на основе инновационных разработок в сфере моделирования транспортных систем и регулирования транспортных потоков.
Развитие интеллектуальной транспортной системы в Японии
Одной из первых стран в мире, которые шли в авангарде развития интеллектуальных транспортных систем, была Япония. В 1973 году она начала реализовывать комплексную систему управления автомобильным транспортом.
Данная мера была ответом на сложную транспортную ситуацию, которая в 1970-е годы сложилась в Японии – большая плотность относительно состоятельного населения и большая популярность автомобильного транспорта обусловили возникновение постоянных автомобильных пробок. Они, в свою очередь, вызывали огромные потери времени, ухудшение экологической ситуации, повышение аварийности, травматизма и смертности на дорогах страны.
История активного применения интеллектуальной транспортной системы в Японии началась в 1990-х годах. Тогда министерства землепользования, транспорта и туризма, внутренних дел и коммуникаций, а также национальное полицейское агентство приложили совместные усилия для реализации самой современной на тот момент в мире системы информирования водителей благодаря использованию специальных устройств, которые были встроены в автомобили (VICS). Запуск системы VICS произошел в 1996 году, а с 2003 года она стала функционировать на территории всей страны.
Центр наблюдения за дорожным движением собирал информацию по загрузке и состоянию дорог. Затем она передавалась системе VICS, которая обрабатывала ее, переводила в цифровой вид, а затем рассылала по бортовым навигационным системам. Бортовые системы динамически обрабатывали данные и, предоставляя пользователям информацию в виде текста, простой графики и карт, предлагали водителю оптимальный маршрут.
В соответствии с принятой в Японии стратегией развития интеллектуальных транспортных систем данная деятельность преследует достижение, в первую очередь, следующих трех целей:
- Япония – зона нулевых потерь на дорогах.
- Япония – зона нулевых задержек на дорогах.
- Япония – зона нулевых неудобств на дорогах (зона комфортабельных транспортных условий).
Развитие интеллектуальной транспортной системы в США
Основой развития интеллектуальной транспортной системы в США являются национальные программы, ответственным исполнителем которых является Министерство транспорта. Первая федеральная программа, направленная на развитие интеллектуальной транспортной системы в течение последующих 5 лет, была принята Конгрессом США в 1991 году (в рамках Закона об эффективности наземных перевозок с взаимодействием различных видов транспорта).
1996 год стал годом начала разработки программы стандартов информационной транспортной системы по списку критических интерфейсов. А в 1998 году началась разработка научно-исследовательской программы и программы развертывания интеллектуальной транспортной системы. В соответствии с этими программными планами были конкретизированы полномочия Министерства транспорта США и других структур федерального уровня.
Реализация перечисленных программ позволила американцам достигнуть следующих результатов в транспортной сфере:
- были сокращены пробки в результате развития технологий и реализации агломерационных стратегий в области управления транспортным потоком;
- были усовершенствованы и распространены системы оповещения о происшествиях («новое поколение 911»);
- было наложено продуктивное взаимодействие с автопроизводителями на этапе создания нового поколения систем безопасности легковых и грузовых автомобилей;
- получили дальнейшее развитие системы управления транспортными коридорами;
- оказались улучшенными метеорологические системы и более точными системы предсказания погоды.
В настоящее время в США в рамках развития интеллектуальной транспортной системы масштабным образом финансируются дополнительные исследования в области управления транспортным потоком, развития интеллектуальной дорожной инфраструктуры и систем электронной оплаты дорог.
Развитие интеллектуальной транспортной системы в Европе
В 2006 году Европейским Союзом была выдвинута концепция интеллектуальной мобильности, согласно которой автомобили, поезда, суда в долгосрочной перспективе должны иметь столь же развитое оборудование связи, навигации и управления, что и самолеты. В рамках реализации данной концепции в 2009 году был начат процесс фундаментального пересмотра политики Трансъевропейской транспортной сети.
Основной целью новой европейской политики было провозглашено формирование единой мультимодальной сети. Это означало интеграцию сетей и более системное использование узловых соединений морских и воздушных портов. В данном случае информационная транспортная система должна выступать в качестве мостового соединения между жесткой инфраструктурой и интеллектуальным транспортом, выполняя, тем самым, роль ключа к достижению целей транспортной политики Европейского Союза.
Координированию усилий по развитию информационной транспортной системы в Европе от научных исследований до рыночных инвестиций содействует некоммерческая организация ERTICO. Она успешно организует десятки проектов и инициатив в сфере информационных транспортных систем и на данный момент считается европейским лидером в этой сфере.
В частности, ERTICO разработала и предложила к принятию проект оборудования транспортных средств специальными устройствами для определения местонахождения попавшего в аварию транспортного средства и вызова экстренных служб к месту дорожно-транспортного происшествия. Данный проект в конечном итоге был принят Еврокомиссий в виде программы "e-call".