Транспортно-логистический канал - это упорядоченная совокупность хозяйствующих субъектов, которые выполняют посредническую роль путем обеспечения доведения материального потока от производителя до потребителей.
Общие сведения о тарно-штучных грузах
Наиболее разнообразным и ценным видом грузов являются тарно-штучные грузы. Так называют грузы, которые перевозятся только в затаренном виде. Тарно-штучные грузы являются грузами правильной формы, их хранят и укладывают штабелями.
Тара представляет собой специальное изделие для размещения продукции. Она является основным элементом упаковки, которая предназначена для защиты как груза, так и окружающей среды, а также для облегчения процесса обращения с грузом.
В качестве тарно-штучных грузов преимущественно выступают товары народного потребления, а также изделия, которые изготовлены на предприятиях обрабатывающей и других отраслей промышленности. Специфика транспортировки подобной продукции заключается в укрупнении грузовых единиц для повышения эффективности грузоперевозки. Это связано с тем, что при перевозке тарно-штучных грузов объем транспортного перевозочного средства используется максимально.
Тарно-штучные грузы, как правило, перевозятся автомобильным или железнодорожным транспортом. Наиболее простым видом перевозки тарно-штучных грузов считается контейнер, который имеет универсальные размеры и приспособлен для механизированной погрузки и разгрузки.
Пакетный способ перевозки тарно-штучных грузов
Наиболее эффективный способ доставки тарно-штучных грузов – пакетный. В его основе лежит такой элемент, как пакет, т.е. грузовое место, которое сформировано из более мелких грузовых мест и при этом в процессе обращения сохраняет свою форму. Пакеты обеспечивают возможность механизации перегрузки, складирования и сохранности груза при перевозке.
Для пакетирования тарно-штучных грузов используются поддоны. На данный момент выделяют следующих разновидностей поддонов:
- плоские поддоны (они требуют дополнительного крепления);
- ящичные, стоечные поддоны (они представляют собой стабильные пакеты);
- сборно-разборные или неразборные поддоны;
- поддоны-стеллажи;
- одноразовые или оборотные поддоны.
Поддоны изготавливаются из таких материалов, как доски, фанера, гофрированный картон, пластмасса, пенопласт, металл, прессованная бумага, проволока. Наибольшее распространение получили поддоны, которые характеризуются грузоподъемностью в 1 тонну и размерами в 800 на 1200 мм и 1000 на 1200 мм, а также грузоподъемностью в 2 тонны и размерами в 1200 на 1600 мм и 1200 на 1800 мм. Допускается применение и других поддонов.
Пакетирование можно определить как деятельность по формированию на поддоне грузовой единицы, а затем - связыванию тарно-штучного груза и поддона в единое целое. В качестве положительных следствий пакетирование можно назвать:
- обеспечение сохранности груза на пути движения к заявленному получателю;
- достижение высоких показателей эффективности при выполнении работ по погрузке, разгрузке, транспортированию, складированию за счет их комплексной механизации и автоматизации;
- максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;
- выполнение перегрузки без переформирования;
- обеспечение безопасности выполнения работ по погрузке, разгрузке, транспортированию, складированию.
Транспортно-логистический канал перевозки тарно-штучных грузов
Перевозка тарно-штучных грузов (как и грузов других видов) происходит в рамках определенного транспортно-логистического канала. Так называют упорядоченное множество лиц-посредников, которые обеспечивают доведение материального потока от производителя до потребителей. Перед тем, как начать процесс по перевозке груза, следует разработать транспортно-логистический канал.
Груз из Москвы в Санкт-Петербург может быть перевезен тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и воздушным. Выбор конкретного вида транспорта определяется объемом груза, требуемой скоростью доставки, финансовыми возможностями отправителей и рядом других факторов.
Наиболее простой считается унимодальная перевозка тарно-штучных грузов автомобильным транспортом. В этом случае может быть привлечено одно транспортное предприятие, которое, скорее всего, привлечет грузовой автомобиль. После его загрузки в Москве он сразу же отправится по автотрассе в Санкт-Петербург. Стоит отметить, что практика говорит о приоритетности автомобильного транспорта у отечественных отправителей и получателей тарно-штучных грузов.
В случае с железнодорожным и воздушным транспортом дело обстоит несколько сложнее. Здесь в обязательном порядке будет присутствовать либо железнодорожная, либо авиакомпания, которая будет совершать рейс по направлению «Москва - Санкт-Петербург».
При этом перевозка от отправителя до вокзала/аэропорта в Москве, а также от вокзала/аэропорта до получателя в Санкт-Петербурге может быть выполнена как самими отправителем и получателем, так и привлеченными автотранспортными предприятиями. Выбор между одним и другим способом совершается на основе наличия или отсутствия у грузоотправителя и грузополучателя соответствующих транспортных, кадровых, финансовых и иных возможностей.
Таким образом, в рамках разработки транспортно-логистического канала перевозки тарно-штучных грузов из Москвы в Санкт-Петербург может быть создано несколько вариантов решения этой задачи. Оно может предполагать как привлечение в этот процесс со стороны трех транспортно-логистических посредников, так и отказ от осуществления какого-либо посредничества. Выбор конкретного варианта действий находится в зависимости от нескольких склонных к изменению факторов.