Транспортные расходы - это часть расходов хозяйствующего субъекта, которые вызваны осуществлением доставки грузов и пассажиров до назначенного места.
Экономическая деятельность так или иначе связана с осуществлением расходов. Для того чтобы документально обосновать расходы, хозяйствующие субъекты разрабатывают смету. Смета - это детализация расходов, которые планируется осуществить ради совершения тех или иных работ.
Например, сметы зачастую разрабатывают для того, чтобы обосновать представительские расходы в рамках подготовки к проведению переговоров. С помощью смет определяют количество денег, которые потребуется израсходовать для аренды помещения, для доставки приглашенных лиц к месту проведения переговоров, для организации обеденного перерыва и пр.
Смета транспортных расходов
Сметы также могут быть разработаны относительно транспортных расходов. Транспортными называются расходы, которые связаны с доставкой сырья, материалов и оборудования на место их использования.
В подавляющем числе случаев транспортные расходы в смете в основном имеют место в документации строительных организаций. У организаций, которые не ведут строительную деятельность, транспортные расходы на материалы в смете встречаются очень редко.
Разработка сметы необходима при транспортировке определенных видов материалов. Смета дает представление о том, как формируются транспортные расходы. В частности, смета используется строительно-подрядными организациями для корректного исчисления стоимости доставки с учетом как характеристик поставляемого материала, так и способа ее организации.
Для обоснования в смете транспортных расходов необходимы определенные документы. К ним, в частности, относится транспортная накладная, которая входит в состав договора о перевозке. Она содержит сведения об участниках договора, грузе, транспортном средстве, сроке доставки, месте и дате погрузки и разгрузки. Кроме того, приводится перечень сопроводительных документов. При этом форма транспортной накладной индивидуальна для каждого вида транспорта.
Транспортные расходы учитываются в цене строительных ресурсов в качестве дополнительных затрат, чей размер четко регламентирован в процентном выражении. В смете транспортные расходы представляют собой надбавку к чистой отпускной стоимости материальных ресурсов. При этом другие расходы (такие как прибыль сбытовой организации) в расчет не берутся.
Определение величины процента транспортных расходов на материалы в смете является очень важным вопросом. Однако он часто упускается при расчете общей стоимости выполняемых строительно-монтажных работ. Следствием этого является совершение ошибок в сметных расчётах.
В сметном деле частой практикой является объединение транспортных расходов с другими расходами, которые тесно взаимосвязаны с процессом доставки материалов. Подобная объединенная группа расходов получила название заготовительно-складских и транспортных расходов в сметах. Составными частями этой группы являются следующие затраты:
- стоимость используемых тары, упаковки и реквизита;
- стоимость выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
- стоимость перевозки грузов.
Составные части транспортных расходов в смете
Тара, упаковка и реквизит необходимы хозяйствующим субъектам для защиты материальных ценностей от повреждений при перевозках и перемещениях. Следовательно, их стоимость включается в стоимость сметных расчетов транспортных расходов.
В случае применения материалов, оборудования, изделий, конструкций по сборникам сметных цен в итоговой стоимости уже учтена стоимость тары и упаковки, реквизита. Если же перечисленные объекты применяются по фактической стоимости, то затраты на тару, упаковку в стоимости товара не учтены. Поэтому требуется их учет в сметных расчетах дополнительно.
Если нет точных данных о характеристиках тары и упаковки, то существует возможность расчета стоимости в процентном отношении от стоимости материалов и оборудования. В качестве примера можно привести следующие данные:
- крупное технологическое оборудование: от 0,1 % до 0,5 %;
- станочное оборудование: до 1 %;
- электрооборудование, инструмент: до 1,5 %.
Погрузочно-разгрузочными называют работы, которые связаны с погрузкой материалов, изделий, конструкций в транспорт, а также с их выгрузкой из транспорта. Эти работы выполняются при доставке указанных ресурсов на строительный объект.
Погрузочно-разгрузочные работы могут производиться вручную, с применением подручных средств (домкрата, лебедки и т. п.) или с применением крупной техники (крана, погрузчика, экскаватора и др.). Метод выполнения работ напрямую сказывается на их стоимость, которая обычно применяется по сборникам сметных цен (в тоннах). При отсутствии работ в сборниках и по согласованию с заказчиком можно применить фактическую стоимость оборудования с учетом затраченного времени на работы.
Стоимость перевозки грузов рассчитывается исходя из класса груза, вида транспортных средств, расстояния перевозки и вида дорог, по которым осуществляется перевозка. При этом для разработки смет обязательным является применение сборников сметных цен на перевозку грузов.
Однако при осуществлении расчетов между контрагентами возможно использование фактических затрат на перевозку грузов по действующим рыночным ценам в конкретном регионе. Условием этого использования является отсутствие конкурентного вида перевозки в сборниках цен. В подобных случаях необходимо составить калькуляцию с обоснованием фактических затрат на перевозку.
Таким образом, сметы транспортных расходов нужно разрабатывать при соблюдении ряда установленных правил, обуславливающих точный расчет стоимостных показателей.