Аудит - это независимая проверка достоверности финансовой отчетности организации, а также ее хозяйственной деятельности на предмет эффективности и законности.
Сущность аудита логистики производства
Важным звеном логистической системы современного предприятия является логистика производства. Уровень эффективности именно этого звена обуславливает производительность всего бизнеса. Для того чтобы определить результативность производства и эффективность использования производственных ресурсов проводят аудит.
Аудит представляет собой независимую проверку текущего состояния некого объекта экономической жизни. В связи с этим непосредственно аудиторские процедуры проводятся специально приглашенной независимой профессиональной компанией.
Аудит логистики производства в большинстве случаев проводится для решения следующих задач:
- оценить эффективность учета экономических объектов и произведенных затрат;
- выявить в производственном процессе предприятия, так называемые, «тонкие» места;
- оценить эффективность планирования производственной деятельности на предприятии;
- выявить резервы предприятия для повышения производительности труда работников;
- проанализировать текущее состояние и перспективы использования объектов незавершенного производства;
- выявить резервы предприятия для сокращения производственных издержек;
- дать предпосылки для разработки полноценной программы развития производства на предприятии.
Алгоритм проведения аудита логистики производства
Логистические системы разных предприятий имеют много отличий друг от друга. По этой причине аудит логистики производства в каждом конкретном случае проводится по индивидуальной программе, которая учитывает актуальные на данный момент особенности предприятия и внешней среды.
Однако несмотря на этот факт, как показывает практика, аудит логистики производства может проводиться в соответствии с типичной последовательностью следующих этапов:
- Предварительное ознакомление аудиторской группы (аудитора) с деятельностью логистической службы предприятия.
- Соотнесение логистических стратегий с общими стратегиями предприятия.
- Непосредственное проведение аудита логистики производства.
- Составление итогового аудиторского отчета (заявления).
- Внедрение в систему производства усовершенствований, которые были предложены в аудиторском отчете.
- Проведение аудита внедренных усовершенствований.
Содержание аудита логистики производства
В целях проведения аудитора приглашенные эксперты начинают с предварительного изучения операционной деятельности предприятия. В частности, для этого они берут интервью у ответственных сотрудников. В результате аудиторы получат глубокое знание о логистических процессах на предприятии, на основании чего ими будет подготовлено коммерческое предложение на проведение аудита.
Непосредственному началу проведения аудита логистики производства предшествует разработка главного планового документа - Программы о проведении аудита. В частности, в соответствии с ней на предприятии создают и начинают использовать систему измерения производства, рассматриваемого в качестве логистической функции.
Большое значение имеет информационное обеспечение логистических процессов. С этой целью на предприятии заранее разрабатывают систему оперативного мониторинга операций. Затем аудиторы собирают и анализируют логистические данные (так называемые, аудиторские доказательства), прежде всего, из сферы документооборота.
Анализ текущей производственной деятельности предприятия в рамках аудита предполагает проведение следующих действий:
- поиск и выявление «тонких» мест в производстве;
- анализ производительности и ритмичности работы всех цехов и участков основного и вспомогательного производства;
- анализ производительности и ритмичности инфраструктуры производства на предприятии;
- анализ всех возможностей применения предприятием на производстве принципов таких логистических концепций, как бережливое производство, кайдзен, 5S;
- составление перечня проблем логистики производства и выявление потенциала для ее улучшения.
Напомним, что аудит логистики производства инициируется руководством предприятия для того, чтобы получить независимую, достоверную и объективную оценку ее качества. В связи с этим аудит в основном проводится по следующим критериям:
- эффективность обслуживания клиентов (это интегральная величина, которая включает в себя время выполнения цикла заказа и его стабильность, коэффициент удовлетворения спроса, статистика реагирования на запросы клиентов, способность изменять полученный заказ в плане времени доставки, замены одного продукта на другой и т. д.);
- уровень затрат, которые связанны с выполнением транспортировки, складирования, управления запасами и закупками, поступления и обработки заказов и др.;
- умение использовать такие активы, как запасы, складские сооружения и др.
По окончанию работы руководству предприятия предоставляется аудиторский отчет (заключение). Данный документ обычно начинается с краткого изложения задачи, которая была поставлена руководством предприятия—заказчика перед аудитором (аудиторской группой). Затем кратко приводится информация о существующем производстве предприятия и применяемых им базовых технологических решений.
Далее излагаются решения, которые были предложены приглашенными специалистами. Эти решения направлены на обеспечение предприятия требуемыми характеристиками производства. Например, могут быть проведены инвестиционные расчеты с указанием необходимого объема капитальных вложений и примерных сроков возврата инвестиций.