Кольцевой маршрут - это путь следования транспортного средства по замкнутому контуру, который соединяет несколько пунктов погрузки-разгрузки.
Основы разработки маршрутов движения автотранспорта
Транспортные средства во время перевозок должны передвигаться в соответствии с такой организацией, которая обеспечивает наибольшую производительность и наименьшую себестоимость перевозок. Чтобы достичь указанных результатов, необходимо иметь в виду, что движение транспортных средств происходит по маршрутам.
Маршрутом движения называют целенаправленно выбранный путь движения транспортного средства от начального пункта погрузки до возврата в него или до конечного пункта выгрузки при завершении процесса транспортировки, который обозначен последовательностью пунктов завоза и вывоза грузов. Обычно выделяют три типа маршрутов: маятниковые, кольцевые, сборочно-развозочные.
Маршрутизацию перевозок считают на данный момент самым совершенным способом организации движения материального (грузового) потока со склада потребителю. Результаты этой деятельности существенно влияют на эффективность использования автомобильного транспорта.
Создание маршрута направлено, в первую очередь, на точное определение оптимального объема грузовых перевозок со склада и определение того количества автомобилей, которые должны принять участие в этих перевозках. Положительными последствиями маршрутизации считаются следующие эффекты:
- сокращение простоев автомобилей под погрузкой и разгрузкой;
- повышение эффективности использования подвижного состава;
- высвобождение из сфер обращения значительных материальных потребителей;
- повышение производительности автомобиля;
- сокращение количества транспортных средств, которые поступают на склад.
В ситуации созданных маршрутов, определенных и соблюдаемых сроков поставки возможно полуторакратное и даже двукратное сокращение производственных запасов потребителей.
Для разработки любого маршрута движения важны такие его параметры, как длина и оборот подвижного состава. Длина маршрута - это путь, который транспортное средство проходит от начального пункта маршрута до конечного. Оборот подвижного состава на маршруте представляет собой законченный цикл движения (т.е. когда транспортное средство вернулось в начальный пункт, а все соответствующие операции оказались выполненными).
Разработка маршрутов движения автотранспорта, как правило, требует соблюдения следующих требований:
- пути движения транспорта должны соответствовать направлениям грузопотоков;
- встречные перевозки должны быть полностью исключены, а повторные перевозки - максимально сокращены;
- грузы должны быть совместимы с перевозкой, что означает возможность последовательной перевозки различных грузов без предварительной подготовки подвижного состава или порчи груза;
- транспорт должен передвигаться между грузопунктами по кратчайшим расстояниям, по улицам и дорогам с твердым покрытием и наименьшей интенсивностью движения;
- должна быть обеспечена возможность движения транспорта с максимальной для данных условий скоростью, но с обязательным обеспечением безопасности движения;
- необходимость достижения максимальной производительности транспорта и минимальной себестоимости.
Существует множество вариантов маршрутов, по которым может быть совершена та или иная перевозка. Выбор между этими вариантами зависит от значений ряда параметров, которые играют важную роль в данном вопросе. Речь идет про размещение пунктов производства и потребления, размеры партий грузов, условия и требования на поставки, грузоподъемность транспорта и месторасположения автотранспортных предприятий.
Особенности разработки кольцевых маршрутов движения автотранспорта
На этапе разработки маршрутов движения автотранспорта нужно иметь в виду, что наибольшей целесообразностью отличается организация движения по маятниковым маршрутам с обратным не полностью груженым пробегом или с груженым пробегом. Организация кольцевых маршрутов может иметь место только, если нет возможности организовать маятниковые маршруты с использованием обратного пробега.
Когда составляют кольцевые маршруты движения, нужно внимательным образом изучить все их возможные варианты. Только в этом случае можно выбрать именно тот вариант, который обеспечивает наивысший коэффициент использования пробега.
На данный момент наработан многолетний опыт разработки кольцевых маршрутов автотранспорта. В связи с этим было составлено и использовано на практике большое число методов и алгоритмов маршрутизации. В частности, согласно одному из самых популярных алгоритмов, кольцевой маршрут движения автотранспорта может быть разработан путем последовательной реализации следующих этапов:
- Отображение всей обслуживаемой области с потребителями в полярных координатах, в начальной точке которых находится распределительный центр.
- Указание у каждого потребителя объема заказа.
- Увеличение значения полярного угла
- Поворот полярной оси относительно своего начального положения.
- Подсчет суммы заказов потребителей, которые попадают в образуемый сектор.
- Фиксация образованного сектора после того, как сумма заказов достигнет вместимости транспортного средства.
- Формирование внутри образованного сектора кольцевого маршрута объезда всех потребителей любым оптимизационным способом (в случае превышения фактического времени движения по кольцевому маршруту допустимого значения осуществляется уменьшение сектора).
- Построение следующего сектора и определение в нем кольцевого маршрута.
Далее перечисленные шаги выполняются до тех пор, пока обслуживаемая область не будет полностью вся покрыта секторами.