Аэровокзальный комплекс - это технологический элемент аэропорта, который предназначен для обслуживания пассажиров, встречающих и провожающих их лиц, случайных посетителей.
Общие сведения об аэровокзальном комплексе и его элементах
В современных условиях перед аэропортами стоит такая важная задача, как сокращение затрат, вызванных обслуживанием перевозок пассажиров, при обеспечении безопасности и комфорта пассажиров, а также высокого качества оказания услуг. Эта задача имеет несколько решений, одно из которых заключается в рациональном выборе характеристик пассажирских аэровокзальных комплексов аэропортов.
Аэровокзальный комплекс представляет собой один из важнейших технологических элементов аэропорта. Предназначение аэровокзального комплекса состоит в обслуживании всех категорий пассажиров (первоначальных, конечных, трансфертных, транзитных), встречающих и провожающих лиц, случайных посетителей, сотрудников аэропорта и авиакомпаний (в том числе, пилотов, стюардесс и других членов экипажей).
Аэровокзальный комплекс состоит из таких элементов, как:
- привокзальная площадь - это благоустроенная территория, которая предназначена для прибытия пассажиров из города в аэропорт и отбытия пассажиров из аэропорта в город;
- здание аэровокзала - это среднее связующее звено в системе аэровокзального комплекса, которое предназначено для комплексного круглогодичного обслуживания пассажиров;
- перрон - это место, где пассажир при вылете перемещается из здания аэровокзала в самолет, а при прилете - из самолета в аэровокзал.
Кроме того, аэровокзальный комплекс может состоять из гостиницы, цеха бортового питания и ряда других сооружений.
Производственно-технологическая характеристика элементов аэровокзального комплекса
Планировочное решение привокзальной площади аэровокзального комплекса исходит из предназначения по обеспечению безопасного движения пассажирских потоков. С точки зрения организации движения автомобильного транспорта возможно создание нескольких уровней привокзальной площади, на которой выделяют специализированные технологические зоны – места посадки и высадки пассажиров и стоянки автомобильного транспорта.
Существуют варианты расположения на привокзальной площади или в непосредственной близости от нее станций метрополитена или пригородной железной дороги. Класс аэропорта определяет число пассажиров, которые подлежат обслуживанию, а оно, в свою очередь, обуславливает размеры привокзальной площади и протяженность фронтов посадки и высадки пассажиров из городского транспорта.
К перрону, как правило, предъявляются два главных технологических требования. Первое заключается в сокращении времени нахождения на перроне пассажиров и самолетов. Второе заключается в обеспечении необходимых условий безопасности.
Аэровокзал - это основной и наиболее сложный элемент в системе наземного обслуживания пассажиров. К нему предъявляется требование по сокращению времени обслуживания пассажиров.
Главным производственно-технологическим показателем, который характеризует аэровокзальный комплекс, является пропускная способность аэровокзала, от нее зависит технологическое, объемно-планировочное и конструктивное решение его здания. Пропускная способность равна количеству пассажиров, которое аэровокзальный комплекс способен обслужить в течение определенного периода времени. Обычно расчеты выполняются для часа пиковой нагрузки - наиболее нагруженного периода суток самого нагруженного месяца в течение года.
Аэровокзал еще характеризуется своей единовременной вместимостью. Она равна количеству пассажиров и посетителей, которые одновременно (в момент пиковой нагрузки) находятся в здании.
В зависимости от пропускной способности выделяют 4 группы аэровокзальных комплексов:
- Крупный аэровокзальный комплекс: пропускная способность свыше 2500 пассажиров в час пиковой нагрузки и единовременная вместимость свыше 2500 человек.
- Большой аэровокзальный комплекс: пропускная способность от 1300 до 2500 пассажиров в час пиковой нагрузки и единовременная вместимость от 1200 до 2500 человек.
- Средний аэровокзальный комплекс: пропускная способность от 600 до 1000 пассажиров в час пиковой нагрузки и единовременная вместимость от 500 до 840 человек.
- Малый аэровокзальный комплекс: пропускная способность от 100 до 400 пассажиров в час пиковой нагрузки и единовременная вместимость от 80 до 330 человек.
Выбор объемно-планировочных и технологических решений проектирования, строительства и эксплуатации аэровокзалов аэропортов зависит от объема перевозок. Используются следующие основные виды решений:
- линейная схема: к зданию аэровокзала, которое в плане имеет форму вытянутого прямоугольника, с одной стороны, примыкает привокзальная площадь с подъездными путями, а с другой – перрон;
- дуговая схема: здание аэровокзала имеет в плане форму дуги, которая направлена в сторону перрона, благодаря чему увеличивается длина фронта расстановки самолетов перед аэровокзалом;
- аэровокзал с посадочными галереями - пристройками к аэровокзалу со стороны перрона, где оборудуют салоны ожидания, накопители, пункты регистрации и оформления багажа; к этим галереям могут подруливать самолеты для посадки и высадки пассажиров (впрочем, как к самому зданию аэровокзала;
- аэровокзал, который галереями соединен с сателлитами, т. е. расположенными на некотором расстоянии от аэровокзалов павильонами, вокруг которых располагаются места стоянки самолетов, благодаря чему отсутствуют протяженные участки пешеходного движения по перрону;
- независимые аэровокзалы, состоящие из двух или более зданий, в каждом из которых имеются залы для обслуживания пассажиров и прямые подъездные пути для наземного транспорта.