Прогнозирование потребности в запасе - это получение и научное обоснование информации о составе и количестве помещенных в запас ресурсов, которые потребуются хозяйствующему субъекту в будущем для полноценного ведения им своего основного вида деятельности.
Основы прогнозирования потребности в запасе
Будущее потребление хозяйствующим субъектом запаса товарно-материальных ценностей подлежит прогнозированию. Соответствующие прогнозы могут составляться на основе двух принципиально различных подходов: количественного и качественного.
Качественный подход к оценке будущей потребности предприятия в запасе товарно-материальных ценностей опирается на получение оценок от компетентных экспертов и специалистов. В свою очередь, количественный подход преимущественно предполагает работу со статистическими данными прошлых периодов (об отгрузках, продажах, товарообороте, объеме потребности), которые должны использоваться в качестве исходной информации.
В соответствии с данным выделением подходов происходит следующая группировка методов прогнозирования:
- Количественные методы прогнозирования: регрессионный анализ, прогнозирование по средним значениям (методы простой, скользящей и взвешенной скользящей средней), метод экспоненциального сглаживания).
- Качественные методы прогнозирования: анкетирование, интервьюирование, групповое обсуждение (совещание, дискуссия, мозговой штурм, метод Дельфи).
Еще в прогнозировании потребности в запасе имеет место применение комбинированного подхода. Его концептуальной основой является сочетание количественного и качественного подходов, благодаря которому нивелируются основные недостатки каждого из них.
Прогнозирование потребности в запасах по временным рядам
Временной ряд, по которому можно прогнозировать потребность предприятия в запасах, представляет собой наблюдения, упорядоченные во времени. Эти наблюдения осуществляются через равные промежутки времени и фиксируют объемы отгрузок запаса.
Составление прогнозов потребления на будущие периоды на основе анализа временных рядов заключается в построении графика динамики отгрузок и в его внимательном изучении.
Временной ряд потребности предприятия в товарно-материальном запасе обычно состоит из следующих элементов:
- относительно равномерный спрос – действует в отношении регулярно потребляемых запасов, которые не имеют сезонных периодов потребления (прежде всего, это касается запаса основных материалов промышленных предприятий);
- сезонная потребность, которая проявляется в наличии краткосрочных (менее года) регулярных изменений, связанных с погодой или с периодическим действием других факторов;
- тенденции изменения спроса, характер которых может быть как краткосрочным (менее одного года), так и долгосрочным (более одного года);
- циклические колебания спроса - это продолжительные изменения тенденций потребления, которые сменяют друг друга в периоды, как правило, более двух лет;
- наличие эффекта стимулирования продаж - это дополняемое тенденции развития рынка изменение спроса на товар в результате проведения маркетинговых мероприятий;
- случайные факторы колебания спроса - это изменения, появление которых не объясняется наличием сезонных, циклических и других тенденций изменения спроса, а также влиянием мероприятий по стимулированию спроса.
Прогнозирование потребности в запасах по индикаторам
Прогнозирование потребности в запасах на основе результатов анализа данных временных рядов в некоторых случаях может не привести к получению прогноза требуемой точности. Такая ситуация зачастую складывается в силу влияния случайных факторов.
Тогда можно принять такую точку зрения, что отгрузки запаса рассматриваемых товарно-материальных ценностей находятся под влиянием какой-либо переменной, которая является фактором прогнозируемого спроса. Подобная переменная называется индикатором. Его определение и анализ позволяет хозяйствующему субъекту составить прогноз будущего потребления товарно-материальных ценностей.
В качестве индикаторов, которые могут оказывать воздействие на спрос и на, соответственно, потребность в запасах, можно привести примеры следующих показателей:
- индекс оптовых цен;
- индекс потребительских цен;
- объем производства;
- показатели миграции населения;
- уровень процентных ставок за потребительский кредит;
- уровень платежеспособности местного населения;
- объем затрат на проведение рекламных мероприятий и др.
Событие может быть признано индикатором только при соблюдении определенных условий. Во-первых, связь между индикатором и прогнозируемой потребностью в запасах должна быть логически объяснена. Во-вторых, между изменением индикатора и изменением потребности в запасах должен быть интервал времени, достаточно великий для возможности практического использования прогноза. В-третьих, между индикатором и уровнем потребности в запасах должна иметься высокая корреляционная связь.
Прогнозирование потребности в запасе на основе экспертных оценок
В период коренных экономических и политических изменений в обществе достаточно затруднительным оказывается использование статистической информации. Обработка статистики занимает много времени. В этом случае многие предприятия предпочитают для прогнозирования потребности в запасах использовать не количественную, а качественную информацию. Прежде всего, речь идет про метод экспертных оценок.
Метод экспертных оценок заключается в выявлении экспертом своего субъективного мнения. Главными допущениями данного метода являются признание эксперта как качественного источника информации и признание группового мнения нескольких экспертов как близкого к истинному решению проблемы.