Проектирование систем доставки - это процесс определения компонентов систем доставки грузов и их взаимосвязи между собой с целью последующей реализации в ходе логистической деятельности.
Понятие и содержание проектирования систем доставки
Один из первых этапов управления логистическими цепями поставок заключается в проектировании систем доставки. Данным понятием обозначают процесс определения главных компонентов логистических систем доставки грузов и взаимосвязей между этими компонентами, а также других параметров этих систем. Целью проектирования является эффективное ведение логистической деятельности в сфере доставки грузов.
Проектирование систем доставки обычно осуществляется по следующей схеме:
- Обработка заказа и определение требований, которые предъявляет заказчик.
- Разработка возможных вариантов системы доставки.
- Оценка качества существующих вариантов системы доставки.
- Выбор оптимального варианта доставки продукции.
- Заключение договора с участниками сделки.
Описание этапов проектирования систем доставки
Проектирование систем доставки груза начинается с поступления заявки. Обычно в заявку включаются такие сведения, как информация о заказчике (наименование, местонахождение и др.) и о грузе (название, количество, условия хранения и др.), места и время отправления и прибытия, дополнительные услуги и замечания заказчика.
Оператор-диспетчер предприятия изучает требования заказчика и разрабатывает несколько возможных вариантов плана доставки продукции. На данном этапе определяются со схемой доставки продукции, а также выбирают провайдеров, которые могут быть привлечены для решения рассматриваемой задачи.
Диспетчер, учитывая заявленные требования заказчика, постепенно исключает неподходящие варианты, добираясь, тем самым, до самого оптимального. Выбранный план доставки товара отправляется заказчику для согласования. После получения его согласия следует заключение договора на доставку товара.
Стоит отметить, что заказчики предъявляют ряд существенных требований к системе доставки грузов. Эти требования чаще всего трансформируются в критерии оценки выбора поставщика. Согласно результатам последних исследований, основными считаются следующие критерии:
- поставщик способен на оказание квалифицированной помощи про проведение процедуры таможенного контроля;
- поставщик, как правило, соблюдает оговоренные сроки доставки продукции;
- поставщик гарантирует сохранность груза при перевозке и хранении продукции;
- деятельность поставщика отличается минимальными затратами на доставку продукции;
- поставщик предоставляет заказчикам ряд дополнительных услуг;
- поставщик хорошо себя зарекомендовал на рынке;
- поставщик обычно проявляет гибкость в системе оплаты.
Таким образом, процесс проектирования систем доставки груза ориентирован, в первую очередь, на обеспечение соответствия поставщиков перечисленным критериям.
Описание проекта системы доставки
Обычно процесс доставки груза во время проектирования представляют в виде отдельных взаимосвязанных операций, которые выполняют на каждом этапе. В большинстве случаев для этого опираются на следующую классификацию операций:
- контрольно-учетная операция - оформляют документы, ведут поиски конкретного грузового места, осматривают грузы, осуществляют опломбирование и т. п.;
- строповочная операция - закрепляют и открепляют штучные грузы в процессе их перегрузки краном;
- грузовая операция - груз поднимают и опускают при помощи погрузочно-разгрузочных механизмов;
- операция перемещения – груз перемещают при помощи погрузочно-разгрузочных механизмов;
- вспомогательная операция - выполняют дополнительные работы, которые являются необходимыми в процессе погрузки грузов (например, открывают крышки, закрывают брезентом и т. п.);
- транспортная операция - транспортное средство осуществляет движение с грузом или без него;
- складская операция - груз подготавливают к отправке, подбирают и сортируют по партиям и т. п.
Для того чтобы процесс выполнения доставки продукции в конкретных условиях был проработан тщательно, занимаются разработкой транспортно-технологических карт. Они должны быть согласованы как с отправителем, так и получателем груза.
Транспортно-технологические карты выступают в качестве основы для разработки технологического графика доставки товаров. При его составлении учитывают время выполнения работ и возможности их одновременного проведения различными исполнителями.
После этого определяется суммарное время на осуществление доставки груза. Оно включает в себя время на подготовку груза к погрузке, на размещение груза на складе, на использование и обслуживание транспортного средства.
На основе этих данных при необходимости могут принять решение об изменении технологии выполнения работ, количества транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов. Когда различные технологические операции согласованы и увязаны между собой, разрабатывают графики работы нескольких транспортных средств.
Проектирование систем доставки груза, как правило, позволяет хозяйствующим субъектам решить следующие задачи:
- Упрощение оперативного планирования и диспетчерского руководства перевозками благодаря использованию модульного принципа.
- Обеспечение непрерывности, поточности и максимальной параллельности выполнения технологических операций.
- Организация согласованного выполнения операций работниками различных предприятий.
- Сокращение общего времени доставки грузов.
Таким образом, проектирование систем доставки груза является важным направление логистической деятельности современных предприятий, которое оптимизирует его работу, но при этом требует соответствующего профессионального уровня исполнителей.