Грузовые авиаперевозки - это логистическая деятельность, которая заключается в организации и осуществлении перемещения материальных объектов (грузов) из одного места в другое при помощи воздушного транспорта.
Проблемы грузовых авиаперевозок в России
Для Российской Федерации особое значение имеет воздушный транспорт, который выступает в качестве средства обеспечения дальних магистральных сообщений. Развитие воздушного транспорта безальтернативно для тех регионов, которые лишены средств наземного транспорта. Кроме того, воздушный транспорт находится в острой конкурентной борьбе с железнодорожным транспортом за осуществление дальних и средних перевозок.
В настоящее время на Россию в мировом объеме грузовых авиаперевозок приходятся лишь единицы процентов. Отставание отечественных логистических услуг происходит сразу по нескольким параметрам: по стоимости перевозки, по качеству услуг, по скорости проведения таможенного оформления грузов и других административных процедур.
Историческое развитие России привело к тому, что все основные транспортные коридоры (в том числе, авиационные) оказались замкнутыми на две области с наивысшей плотностью населения - на Московскую и Ленинградскую (вместе с городами Москва и Санкт-Петербург). Концентрация грузопотоков через Московский авиационный узел тормозит развитие региональных грузоперевозок. В это же время основные природные ресурсы располагаются в малонаселенных и отдаленных регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что чрезмерная транспортная нагрузка центральных регионов России вызвана дисбалансом инфраструктурного развития между центром и регионами страны. Причем этот дисбаланс только усугубляется в условиях развития российского внешнеторгового оборота, что приводит к транспортной перегрузке крупных городов России (в особенности, Московского авиационного узла).
Основными факторами формирования дисбаланса организации грузовых перевозок выступают:
- сосредоточение основного потенциала управления ресурсами инвестиционного и производственного развития и реализации крупных проектов в различных отраслях национальной экономики в центре страны;
- оперативное осуществление в Москве таможенного оформления импортно-экспортных грузов и быстрое решение возникающих административных проблем за счет базирования в городе большого числа государственных органов законодательной и исполнительной власти;
- размещение в Москве и Санкт-Петербурге представительств ведущих международных и российских грузовых фирм, авиакомпаний и экспедиторов, которые предлагают различные схемы доставки для импортно-экспортных грузов в/из регионов и их распределения в отдаленные российские регионы;
- концентрация в Москве представительств иностранных и головных офисов отечественных компаний, которые занимаются распределением своей продукции по всей России и СНГ;
- предоставление потребителям со стороны Московского транспортного узла (крупнейшего в стране) возможности использовать разнообразные варианты доставки груза различными видами транспорта;
- 5-10-кратное превышение объемов груза, которые транспортируются через и в Москву, межрегиональных грузопотоков;
- необходимость регулярных поставок значительных объемов сырья, материалов, комплектующих, оборудования в Центральный федеральный округ и вывоза из него готовой продукции, которая обусловлена строительством производственных мощностей крупными международными компаниями автомобильной промышленности, бытовой техники, продуктов питания, фармацевтики и других отраслей экономики;
- сильная конкуренция в европейской части России между региональной авиацией и наземным транспортом, что объясняется расположением крупных городов-миллионеров относительно друг друга на таком расстоянии, которое может быть легко покрыто автомобильным транспортом.
До сих пор основной проблемой развития грузовых авиаперевозок в России остается отсутствие какого-либо финансирования данного вида деятельности. В этом не принимают участие ни коммерческие структуры, ни региональные и федеральные власти.
На российском рынке грузовых перевозок также отсутствуют местные и региональные авиакомпании. Для организации грузовых перевозок в крупные аэропорты и областные центры авиакомпании располагают недостаточным количеством воздушных судов всех классов.
В настоящее время быстрыми темпами растет дефицит летного и инженерно-технического персонала. Из регионов все чаще приходят новости о закрытии местных аэродромов, аэропортов и взлетно-посадочных площадок.
Грузы на границе вынуждены проходить через громоздкую процедуру оформления. Кроме того, отсутствует стандарт электронного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок (e-freight).
Перспективы развития грузовых авиаперевозок в России
Высказываются мнения, что перспективы развития рынка грузовых авиаперевозок в основном связаны с воздействием на действующие авиакомпании следующих факторов:
- консолидация бизнеса;
- структуризация;
- повышение экономической эффективности;
- обеспечение финансовой стабильности.
Развитие грузовых авиаперевозок будет стимулироваться, прежде всего, за счет использования такого инструмента, как ужесточение контроля требований к эксплуатируемым воздушным судам и авиакомпаниям.
В целях восстановления местных и региональных грузовых авиаперевозок федеральные власти начали создавать казенные предприятия по эксплуатации сибирских, дальневосточных и северных аэропортов. Для местных и региональных авиакомпаний еще предусматривается бюджетное софинансирование в виде частичной компенсации лизинга или приобретения воздушных судов.