Транспортные услуги - это деятельность хозяйствующих субъектов по удовлетворению потребностей граждан и организаций в перемещении людей и грузов из одного места в другое при помощи транспортных средств.
Проблема выбора вида транспорта
Одной из главных проблем в процессе создания и функционирования производственно-экономических систем и населенных пунктов считается проблема выбора способов доставки грузов и перемещения пассажиров видами транспорта. При этом нельзя упускать из внимания возможные условия совершения выбора.
Текущие условия подталкивают потребителей транспортных услуг на совершение выбора из тех видов транспорта, которые есть сейчас. Поэтому в данном случае потребители обращают внимание на тарифные платы за перевозки и другие услуги. Перспективные (стратегические) условия заставляют учитывать возможное развитие существующих видов транспорта и создание новых способов перемещения товаров и людей. Здесь рассмотрению подлежат приведенные эксплуатационно-строительные затраты на перевозки и возможный синергетический (внетранспортный) эффект.
Кроме экономических показателей, при выборе вида транспорта важную роль еще играют такие факторы, как:
- скорость доставки (включая ее дальность и сроки) и доступность;
- универсальность и производительность транспорта;
- сохранность и безопасность перевозок;
- ценность транспортных услуг для потребителей;
- комфорт пассажиров, комплексный характер оказываемых услуг и др.
На выбор вида транспорта влияет реальное размещение транспортных коммуникаций в местности. Степень развития транспортных сетей и стоимость перевозок особенно значимы для труднодоступных регионов (например, в России - это районы Крайнего Севера).
Когда выбирают вид транспорта, нужно учесть возможность развития мультимодальных (смешанных) сообщений и интермодальных технологий. Нельзя игнорировать качество транспортного обслуживания и конкурентные преимущества маршрутов перевозки. Поэтому зачастую рекомендуют проводить маркетинговые исследования транспортного рынка.
Основные принципы выбора вида транспорта
В настоящее время потребители транспортных услуг, выбирая вид транспорта, в основном руководствуются четырьмя главными принципами.
В соответствии с первым (основополагающим) принципом потребители транспортных услуг выбирают вид транспорта или способ перемещения самостоятельно, исходя из той ценности, которую они представляют для потребителей. Напомним, ранее в нашей стране существовало централизованное распределение грузовых перевозок. Сейчас же работники транспорта и потребители транспортных услуг должны самостоятельно действовать (покупать и продавать) на конкурентном транспортном рынке.
Второй принцип выбора во многом связан с первым. Большинство потребителей делают выбор в пользу того или иного вида транспорта на основе данных о собственных затратах и о качестве транспортных услуг. Их качество определяется с помощью таких характеристик, как безопасность, скорость, доступность, экологичность, комфортность и др.
Третий принцип гласит, что нужно обеспечить сопоставимость натуральных и стоимостных показателей сравниваемых вариантов перевозок. В сопоставимый вид нужно привести различия по структуре затрат по видам транспорта и операциям перевозочного процесса. Это, например, касается расходов на содержание и эксплуатацию инфраструктурных объектов, на подготовку груза к транспортировке, на его подвоз и вывоз, на оказание услуг по перевозке багажа пассажиров и других затрат, которые в силу различных причин учитываются по-разному.
Четвертый принцип заключается в том, что потребители транспортных услуг должны быть обеспечены достаточной, объективной и достоверной информацией о емкости, качестве и стоимости этих услуг. Чем больше степень информационного обеспечения, тем выше вероятность того, что потребители сделают выбор в пользу данного вида транспорта.
Методы выбора вида транспорта для перевозок
Принципы выбора вида транспорта, которые были перечислены выше, в значительной степени обуславливают применение тех или иных методов выбора способа перевозки (поездки), чье различие в основном заключается в полноте учета сопоставляемых факторов (показателей). В соответствии с общим подходом сначала сопоставляют натуральные (в основном, количественные) факторы, а затем проводят стоимостные расчеты.
Для выбора вида транспорта (как правило, для перевозки грузов) применяют две группы методов:
- Методы расчета экономического эффекта от выбранного варианта перевозок (вида транспорта) по конкретной корреспонденции доставки - базируются на учете текущих условий работы и затрат транспорта, а расчеты производятся на основе тарифов, с учетом качества обслуживания.
- Методы определения средних рациональных сфер или равновыгодных расстояний использования транспортных схем доставки различных родов грузов - базируются на учете перспективных условий работы и затрат транспорта, а расчеты производятся по приведенным затратам и с учетом внетранспортного эффекта.
Стоит отметить, что методы первой группы считаются весьма громоздкими. Они требуют значительных временных и трудовых затрат, что крайне неудобно при большом количестве отправлений. Поэтому зачастую более удобными оказываются методы второй группы.
Таким образом, выбор вида транспорта является важной логистической задачей. От ее решения зависит размер логистических издержек и себестоимость продукции (у предприятий-грузовладельцев) или сумма потребительских расходов (у домохозяйств-пассажиров). В данном случае нужно изучить особенности транспортных средств, репутацию транспортных компаний, сравнить транспортные тарифы, учесть географию планируемой перевозки.