Торгово-посредническая организация – это коммерческая организация, основная деятельность которой заключается в участии в процессе товародвижения продукции от производителя к потребителю на платной основе.
Общие сведения о торгово-посреднической организации
На пути следования товаров от производителей к потребителям находятся представители такой категории хозяйствующих субъектов, как торгово-посреднические организации. Они обслуживают процесс товародвижения на всех его стадиях. Тем самым, с одной стороны, обеспечивается сбыт производимых товаров и услуг, с другой стороны, удовлетворяется спрос потребителей на указанные товары и услуги.
В основном торгово-посреднические организации представляют собой отдельные юридические лица, которые учреждены в той или иной форме коммерческих организаций. Кроме того, их роль могут выполнять индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
Свою прибыль торгово-посреднические организации зарабатывают в результате реализации приобретенной ранее готовой продукции. В связи с этим они занимаются планированием, учетом и анализом этой деятельности.
Планирование реализации продукции торгово-посреднической организацией
Планирование реализации готовой продукции является одной из первых стадий основной деятельности торгово-посреднической организации. Она заключается в составлении и утверждении плановых документов, в которых в количественной и качественной формах фиксируются основные параметры операционной деятельности организации в предстоящий период, которые должны быть соблюдены.
В качестве основы для планирования должны использоваться результаты анализа работы торгово-посреднической организации в предыдущем периоде. В частности, необходимо определить средний товарооборот и среднюю точку безубыточности. Если торгово-посредническая организация представлена несколькими магазинами (как правило, их называют сетью), то необходимо сгруппировать их по определенным признакам, что позволит применить к каждому из них наиболее подходящий (фактически, индивидуальный) подход в плане разработки и реализации маркетинговой стратегии.
Важной частью планирования реализации продукции является определение расчетного минимального плана продаж с учетом действия сезонного фактора. С этой целью находят среднее арифметическое между средним товарооборотом и точкой безубыточности. Затем в силу сезонности потребительского рынка используется специальный коэффициент, который ежемесячно корректирует расчетный план продаж.
Стоит отметить, что планирование реализации продукции может осуществляться различными способами:
- способ восходящего планирования «снизу вверх», когда планы составляются сотрудниками на местах, а затем консолидируются руководством в общий план;
- способ восходящего планирования с нисходящей корректировкой, когда планы составляются сотрудниками на местах, а затем консолидируются руководством в общий план, с корректировками в соответствии со стратегическими целями организации;
- способ нисходящего планирования «сверху вниз», когда планы устанавливаются руководством и исполняются безусловно без обсуждения;
- способ нисходящего планирования с восходящей корректировкой, когда планы устанавливаются руководством и корректируются непосредственными исполнителями.
В целом для планирования реализации продукции торгово-посреднические организации проводят серьезные исследования, которые в основном заключаются в расчете проходимости и покупательской способности, в прогнозировании среднего чека покупателей.
Учет реализации продукции торгово-посреднической организацией
Учет - это важная функция управления в экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Он заключается в систематическом сборе информации о тех или иных фактах хозяйственной жизни. Учет может быть как обязательным, когда он предусмотрен действующим законодательством (например, бухгалтерский, налоговый, статистический учет), так и инициативным, когда он проводится по решению руководства организации в целях информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений (так называемый, управленческий учет).
Реализация готовой продукции осуществляется по договору поставки и отражается аналогично операциям продажи товаров. С точки зрения бухгалтерского учета проводки данной хозяйственной операции отражают ситуацию, когда переход собственности на готовую продукцию от торгово-посреднической операции к покупателю происходит в момент отгрузки продукции.
Данные бухгалтерские проводки могут формироваться двумя способами, которые отличаются моментом расчета (оплаты) покупателем за полученную готовую продукцию.
- Первый вариант бухгалтерских проводок отражает реализацию готовой продукции, в которой момент оплаты происходит после момента отгрузки продукции. Причем момент может оплаты случиться значительно позже момента отгрузки, из-за чего у торгово-посреднической организации возникнет не погашенная дебиторская задолженность.
- Второй вариант бухгалтерских проводок отражает реализацию готовой продукции, в которой момент оплаты происходит до момента отгрузки продукции. В этом случае у торгово-посреднической организации возникает кредиторская задолженность перед покупателем, которую она гасит, отгружая продукцию.
Анализ реализации продукции торгово-посреднической организацией
Анализ реализации продукции торгово-посреднической организацией начинается с изучения динамики за ряд лет такого показателя, как объем реализации. Для этого необходимо определить среднегодовые темпы роста, сравнить полученные данные с уже имеющимися за определенный период по объему выпуска продукции. Еще нужно сопоставить плановые и фактические данные по ассортименту реализуемой продукции.
Существует тесная связь между анализом реализации продукции и анализом выполнения договорных обязательств. Последний проводится торгово-посреднической организацией в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки.