Цепь поставок - это упорядоченная последовательность хозяйствующих субъектов, через которые проходит поток материалов в процессе их преобразования в готовую продукцию и доведения до конечных потребителей.
Планирование цепи поставок производственного предприятия
Цепь поставок представляет собой множество упорядоченных звеньев логистической системы, которые нацелены на выполнение бизнес-процессов и удовлетворение запросов потребителей. Самая простая логистическая цепь поставок представлена тремя субъектами:
- Поставщик - это предприятие, которое продает производителю материальные ресурсы, необходимые для организации производства и реализации готовой продукции;
- Производитель (в рамках концепции управления цепями поставок именуется фокусной компанией) - это предприятие, которое покупает у поставщика материальные ресурсы, преобразует их в процессе производства в готовую продукцию, а затем продает ее покупателю;
- Покупатель - это физические или юридическое лицо, которое покупает у производителя готовую продукцию и, потребляя ее, удовлетворяет свои потребности.
Цепь поставок может рассматриваться в расширенном формате, когда выделяется несколько уровней поставщиков и покупателей, которые принимают участие в движении материального потока от источника изначального сырья (например, дерева в лесу) до конечного потребителя (например, главы семейства, который купил для дома деревянные табуретки). Кроме того, в функционировании цепи поставок принимают участие логистические и иные вспомогательные посредники: транспортно-экспедиционные предприятия, складские комплексы, банки, консалтинговые компании и т.п.
Именно эта базовая модель цепи поставок используется в качестве основы для осуществления ее планирования. Напомним, что планирование является составной частью и одним из первых этапов управления цепями поставок.
Цель планирования цепи поставок заключается в определении наиболее перспективных направлений деятельности цепи поставок, повышающих ее конкурентоспособность, и в обеспечении их эффективного осуществления. Результаты этого определения фиксируются в планах, которые предусматривают выделение соответствующего объема необходимых ресурсов.
Планирование цепей поставок происходит на трех уровнях. На первом уровне определяется цепь поставок в целом, характер взаимоотношения участников, преимущественно через выявление ключевых областей деятельности и определение ключевых целей и задач цепи поставок.
Второй уровень заключается в формировании конфигурации цепи поставок, когда определяется их форма организации и сети распределения. В данном случае происходит выбор структуры поставщиков, программ сбыта, спектра материальных ресурсов, мест закупки, производства и дистрибуции, структуры поставок и распределения, а также необходимых производственных, складских и транспортных мощностей. Третий уровень - это разработка предприятиями собственных планов развития их сферы бизнеса в рамках единого (общего) плане цепи поставок.
Отсюда можно сделать вывод о содержании в процессе планирования цепи поставок следующих семи основных стадий:
- Формирование предпосылок изменений состояния цепи поставок;
- Анализ ресурсов цепи поставок и ситуации в ее отрасли и родственных отраслях;
- Уточнение корпоративных целей с учетом потенциальных угроз и возможностей цепи поставок;
- Составление собственно планов, т.е. совокупности действий, выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей в намеченные сроки;
- Согласование заново составленных планов с уже принятыми планами деятельности предприятий, входящих в цепь поставок;
- Разработка промышленной политики предприятий цепи поставок;
- Контроль и оценка основных результатов деятельности цепи поставок, внесение изменений в планы и способы ее выполнения.
Планирование канала распределения производственного предприятия
Канал распределения представляет собой путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Канал распределения включает в своей состав все организации, которые принимают участие в товародвижении.
Функционирование канала распределения сопровождается выполнением таких функций, как сбор и распространение маркетинговой информации, стимулирование сбыта, установление и налаживание контактов, переработка продукции с учетом требований потребителей, проведение переговоров, транспортировка и хранение товаров.
Планирование канала распределения относится к числу основных операций, выполняемых в рамках распределительной логистики. В рамках планирования, в первую очередь, решается задача выбора канала распределения. Для этого участникам цепи поставок необходимо оценить варианты, проанализировать текущую ситуацию (в частности, определить конкурентные возможности, ключевые тенденции и уровень прибыльности), выявить нерациональные звенья цепи поставок и установить тех, которые обеспечивают эффективность конечных результатов.
Целесообразным считается оценивание условий распределения. Необходимо узнать мнения потребителей о способности альтернативных каналов распределения удовлетворять их потребности. Затем сравниваются относительные издержки и показатели прибыльности вариантов каналов.
Сбыт продукции предполагается осуществлять на конкретном рынке, поэтому нужно иметь представление о его главных особенностях, которыми могут считаться емкость, региональное размещение, цикличность потребления и деловой активности, тенденции спроса, сегменты целевых потребителей, специфика потребительского поведения.
Именно в процессе планирования канала распределения уточняются его направление, длина и ширина, селективность, интенсивность, эксклюзивность, объем товарооборота, ассортиментный минимум, система правовых отношений и т.п.