Порт - это транспортный узел, который расположен на берегу водного объекта (реки, озера, моря, океана и т.д.) и предназначен для приема и отправки судов с грузами и (или) пассажирами.
Общие сведения о порте
Перемещение людей и грузов осуществляется в рамках такой отрасли материального производства, как транспорт. Его значимой составной частью является транспортный узел, который представляет собой пункт сосредоточения нескольких видов транспорта. Одним из самых известных транспортных узлов является порт.
Порт представляет собой объект транспортной инфраструктуры, который располагается на берегу водного объекта (реки, канала, водохранилища, озера, пруда, моря, залива, океана и др.). Главное назначение порта состоит в обеспечении быстрой и удобной перевалки грузов и пересадки пассажиров с водного транспорта на наземный и обратно. При воплощении в жизнь данного предназначения работники порта перегружают грузы, осуществляют их хранение на складах, выполняют пассажирские операции, занимаются ремонтом судов, осуществляют комплексное обслуживание флота и его отстой на защищенной от волнения акватории.
Порт - это сложный комплекс инженерных сооружений, зданий, устройств. В его состав включены такие элементы, как акватории, причалы для стоянки и передачи грузов, оградительные и берегоукрепительные сооружения, судоремонтные устройства (доки, цеха, склады и т. д.), сухопутные площади для движения наземного транспорта и хранения грузов, служебные и бытовые здания и постройки, сети и сооружения водопровода, канализации, теплоснабжения и пр.
Порт является тем транспортным звеном, где сосредотачиваются начало и конец работы судна, поэтому судно находится в большой зависимости от работы порта. Продолжительность стоянки в порту определяется организацией труда и принятой там технологии обработки судов. А основы этого, в свою очередь, закладываются на стадии планирования.
Проектирование порта и планирование его работы
Планирование является одним из первых этапов управления функционированием работы порта. В его рамках разрабатывают и утверждают плановые документы, которые состоят из проектов инженерных сооружений, подлежащих возведению на территории порта, плановых и нормативных значений показателей предстоящей работы порта (прежде всего, грузо- и пассажиропотоки), его максимальные возможности, уровень экономически рентабельной (безубыточной) деятельности порта (т. е. уровни его самоокупаемости и самофинансирования) и т. д.
Разработка плана порта осуществляется исходя из действия следующих факторов:
- естественные условия побережья;
- взаимное расположение элементов портового комплекса;
- принятые схемы механизации судовых, вагонных и складских работ и др.
Работа по составлению плана порта, в первую очередь, заключается в определении расположения его береговых элементов с нанесением линии причального фронта, складов, железнодорожных и автомобильных дорог. Кроме того, важное значение традиционно придается компоновке водных элементов порта с нанесением на плане оградительных сооружений, рейдов, фарватеров.
При разработке плана порта необходимо учитывать действующие в настоящее время на национальном и международном уровнях рекомендации и требования по охране окружающей среды. План порта должен быть выполнен в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации. Кроме того, параметры основных элементов порта (таких как причалы, склады, акватории, подъездные пути) на этапе составления его плана должны быть рассчитаны в соответствии с положениями «Руководства по технологическому проектированию морских портов».
Расчет причальных сооружений порта
Одним из главных элементов любого порта являются причальные сооружения. Они представляют собой устройства или гидротехнические сооружения, которые используются для швартовки судов, их стоянки во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ, посадки и высадки пассажиров и других портовых операций. Совокупность причальных сооружений образует причальный фронт порта, чья протяженность в некоторых случаях может достигать нескольких десятков километров.
Результаты расчета причальных сооружений на этапе составления плана порта во многом зависят от различных естественных факторов (геологического, гидрологического и др.) и от технологических условий (глубины у причалов, нагрузки). Обычно причальные сооружения при наличии воды возводят на акватории порта без применения перемычек. Часто они получают вид набережных, которые обрамляют территорию порта, или вид пирсов и эстакад, которые имеют непосредственную сухопутную связь с основной территорией порта.
Расчет причальных сооружений порта преимущественно заключается в расчете значений следующих показателей:
- высота, длина и ширина пустотельных массивов (так называются блоки из бетона или железобетона со сквозными ячейками) - зависят от расчетных сопротивлений бетона на растяжение;
- координаты дополнительного давления от пригрузки грунта - зависят от размеров массивов и коэффициентов активного давления;
- сила и момент от пары сил - зависят от поперечной горизонтальной составляющей швартовного усилия и длина секции.
Расчет причальных сооружений порта (впрочем, как и составление всего плана порта) осуществляется на основе положений, таких нормативных правовых актов, как Межгосударственный стандарт (ГОСТ) и Свод строительных норм и правил (СНиП). Уполномоченные государственные органы в сфере контроля и надзора в случае выявления отклонений от установленных там норм могут наложить санкции на транспортное предприятие в виде вынесения предписания об устранении нарушений, назначении штрафа, лишения права (лицензии, сертификата и т.п.) или др. Поэтому к составлению плана порта и расчету причальных сооружений необходимо подходить с ответственностью.