План формирования пассажирского поезда - это документ, в котором устанавливаются размер подвижного состава, пункты отправления и прибытия, расписание остановок, маршрут следования, категорию поезда, транспортные затраты и другие параметры предстоящих перевозок пассажиров.
Основы планирования работы пассажирских поездов
Основным заданием для менеджеров железнодорожного транспорта является составление плана формирования пассажирских поездов. Данным понятием называют комплексный документ, который включает в себя такие разделы, как состав и размер пассажирского поезда, маршрут его следования (в том числе, станции отбытия, промежуточные станции, станции прибытия), расписание (определяемое скоростью движения, временем начала движения и т. п.), категория пассажирского поезда, пассажиропоток, скорость движения на маршруте, сумма транспортных затрат, тарифы на транспортные услуги и пр.
Главной целью планирования работы пассажирских поездов является максимальное удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках с высокими технико-экономическими показателями использования транспортных средств, обеспечением необходимого качества и безопасности перевозки пассажиров.
Планирование работы пассажирских поездов - это довольно-таки сложная задача. Ее сложность обусловлена значительной зависимостью размеров и направлений пассажиропотоков от индивидуальных потребностей населения в перемещении.
В основе планирования работы пассажирских поездов лежит тщательное изучение реальных пассажиропотоков, а также учет изменений, которые должны произойти за планируемый период в социально-экономическом, демографическом, инфраструктурном и ином развитии.
В частности, в качестве основных факторов планирования работы пассажирских поездов рассматривают такие потенциальные изменения, как:
- изменение численности населения;
- изменение доходов населения;
- изменение тарифов у конкурентов;
- темпы роста промышленного производства;
- темпы инфляционных процессов;
- состояние санаторно-курортной базы в стране и его динамика;
- последствия реализуемых мероприятий по повышению качества пассажирских перевозок, развитию сервиса и внедрению новых видов услуг.
Таким образом, определяется подвижность населения - это показатель, который измеряется количеством поездок и пассажиро-километров, приходящихся в среднем на одного жителя в год. Исходя из этого находят общий пассажирооборот. На основе этих данных составляют план формирования пассажирских поездов.
Составление годового плана формирования пассажирских поездов происходит и по сети в целом, и по железным дорогам. В этом документе указываются рассчитываемы в целом и по видам сообщений значения нескольких ключевых показателей для железнодорожных компаний: число отправленных и перевезенных пассажиров, пассажирооборот (результат произведения перевезенных пассажиров на среднюю дальность поездки пассажира) и средняя дальность поездки.
План формирования пассажирских поездов включает в свой состав два раздела. В них устанавливают объем работы и показатели использования пассажирского поезда. Планирование работы пассажирского поезда не предполагает непосредственного расчета парков вагонов и локомотивов. Он производится при составлении расписания движения поездов.
В плане формирования пассажирских поездов указывают конкретную численность парка подвижного состава ради точного определения общей потребности в поставке новых вагонов и локомотивов. Данное уточнение нужно, чтобы расчет эксплуатационных затрат по содержанию и обслуживанию пассажирского поезда оказался правильным.
Исходные данные для плана формирования пассажирских поездов
Транспортные предприятия и государственные организации транспорта стремятся составить оптимальный план формирования пассажирских поездов. В большинстве случаев под оптимальностью понимают минимальное значение суммы транспортных затрат на пассажирские перевозки, т.е. на организацию и пропуск пассажирских поездов. Кроме того, требуется соблюдение еще одного требования: суммарная населенность всех пассажирских поездов по каждому участку должна превышать густоту пассажиропотока.
В рамках составления плана формирования пассажирских поездов составляют детальный график построения пассажирских поездов всех категорий. Для этого используется сокращенный график оборота дальних и местных пассажирских поездов, т.е. графическое изображение времени прибытия и отправления пассажирских поездов на станциях полигона.
Построение сокращенного графика оборота пассажирских поездов базируется на использовании следующих исходных данных:
- сведения о станциях отправления, назначения, о числе и категории пассажирских поездов;
- средний интервал отправления пассажирских поездов;
- расчетное время следования от станции отправления до станции назначения;
- технологические нормы простоя на станции формирования и оборота.
Разработчики схемы обращения пассажирских поездов направляют свои усилия на то, чтобы, с одной стороны, обеспечить для пассажиров удобство и комфорт при прибытии и отправлении пассажирских поездов на станции массового зарождения и погашения пассажиропотока, с другой стороны, свести к минимуму потребности железной дороги в пассажирском подвижном составе.
Базой для планирования работы пассажирских поездов являются прогнозные сведения. Научно обоснованное предположение о будущих параметрах и условиях пассажирских перевозок формируется в результате получения мнений от привлеченных экспертов, проведения статистических и эконометрических анализов, использования информационных автоматизированных систем ради моделирования множества сценарий развития ситуации и т. д.