Элеватор — это сооружение, которое предназначено для хранения больших партий зерна и его доведения до необходимого состояния.
Общие сведения об элеваторах
Промежуточным пунктом на пути движения зерна от места изготовления до конечных потребителей является элеватор. Он представляет собой высокомеханизированное зернохранилище силосного типа. Т.е. элеватор — это комплекс сооружений, которые предназначены для хранения больших партий зерна и его доведения до кондиционного состояния. В состав этого комплекса могут входить рабочее здание, силосные корпуса, устройства для погрузки и выгрузки зерна, зерносушилки и др.
Именно элеваторы обеспечивают наилучшие эксплуатационные и экономические условия переработки зерна. Но для того, чтобы эта переработка зерна была осуществлена, оно должно быть транспортировано с поля на элеваторы.
Суть перевозки зерна на элеваторы
Перевозка зерна автотранспортом на элеваторы является важной составной части деятельности по сохранению и переработке урожая. Для начала выращенные колосовые перевозятся с поля на зерноприемный пункт. Обычно на ток, который выступает в качестве временной площадкой хранения и сушки, или на хлебоприемный пункт. Следующими пунктами перевозки зерна являются элеватор и завод по производству муки.
При перевозке зерна традиционно используется специализированный транспорт. Он должен отвечать ряду предъявляемых определенных требований, которые направлены на обеспечение качественной транспортировки сыпучих зерновых. Среди всех используемых критериев, главными считаются непроницаемость кузова, вместимость и удобство разгрузки.
Обычно на первом этапе перевозки зерна с поля на элеваторы используют машины и трактора. Их особым образом подготавливают для зерноуборочной страды. Специфика подготовки обусловлена присущими зерну свойствам, а именно - пылеемкостью, высокой восприимчивостью к влаге и посторонним запахам (это, в частности, выражается в увеличении объема), вероятностью заражения насекомыми, склонностью к самовозгоранию.
Для перевозки зерна на элеваторы также активно используют самосвалы или прицепы с боковой выгрузкой. Эти машины обычно оборудованы высокими бортами и тентами, которые защищают перевозимый груз от ветра и влаги.
Как правило, во время уборки зерновой культуры используется прямой способ комбайнирования. В соответствии с ним рядом с комбайном идет машина, в кузов которого зерно сразу же выгружается на ходу из комбайна. Затем собранную продукцию перевозят на промежуточный склад (элеватор).
Другой способ комбайнирования исходит из того, что комбайн вначале загружает зерно в свой бункер, а потом перебрасывает его в грузовик. Этот способ считается менее производительным. Он в основном применяется, если погодные условия неблагоприятны и у автомобиля возникают трудности с проездом по полю.
Как показывает практика, в большинстве случаев для перевозки зерна используются бортовые грузовики, грузовые самосвалы, зерновозы-автопоезда (автосцепки) и трактор с прицепом (телегой).
Ступени успешной организации перевозки зерна на элеваторы
Взращенный на поле и собранный урожай зерна перемещается с поля на элеваторы практически всегда путем использования автомобильного транспорта. Для того чтобы проблем с перевозками зерна на элеваторы не было, необходимо правильно выстроить взаимодействия перевозчика и аграриев. В связи с этим эксперты в данной области хозяйства заявляют о существовании четырех ступеней успешной организации перевозок зерна с поля на элеваторы.
Первая ступень представлена началом установления отношений сотрудничества между перевозчиком и аграриями является принятия и исполнение компанией-перевозчиком решения об участии в тендере, т.е. торгах за право осуществления перевозок зерна. Агрохолдинги, выбирая перевозчика для этой цели, должны руководствоваться четкими критериями. В большинстве случаев они заключается в следующем:
- наличие у перевозчика собственного автопарка;
- наличие у перевозчика отдела диспетчеризации и технического обеспечения;
- деловая репутация перевозчика;
- наличие у перевозчика положительных рекомендаций сторонних организаций.
Вторая ступень успешной организации перевозок зерна с поля на элеватор заключается в правильном формировании цены. Если производитель сельскохозяйственной продукции стремится сэкономить и, тем самым, выбирает самого дешевого перевозчика, то он, как правило, получает некачественные транспортные услуги и сталкивается с дефицитом транспорта. Тогда аграрий в срочном порядке поднимают цену, проводит дополнительный тендер и привлекает нового перевозчика.
Но перевозка зерна проходит уже с существенным перерасходом денежных средств и нарушением первоначально запланированных сроков. Следовательно, сельхозпроизводитель должен изначально выработать грамотную ценовую политику, которая бы учитывала конъюнктуру рынка, а также не игнорировала бы репутацию и историю перевозчиков.
Третьей ступенью в формировании грамотного процесса уборки урожая зерна является планирование. В настоящее время распространенным явлением, к сожалению, считается информирование сельхозпроизводителем о дате начала уборки, о маршрутах движения, о месте проведения уборки, о местах выгрузки за 5-7 дней до непосредственного начала уборки урожая зерна. Это значительным образом усложняет своевременную подготовку перевозчиков к уборочной кампании и подачу ими транспорта.
Четвертая ступень является фундаментом всего процесса перевозки зерна с поля на элеваторы. Она предполагает проведение грамотной экспедиции, т. е. привлечение экспедиторов, которые способны в комплексном порядке решить все вопросы с организацией перевозки по схеме «от двери - до двери».