Сыпучие грузы - это сырье, которое характеризуется слабой слеживаемостью и высокой степенью сцепления, вследствие чего оно ссыпается под действием воздушного потока или при размещении под наклоном.
Понятие и классификация сыпучих грузов
В таких отраслях экономики, как строительство и сельское хозяйство активно работают с сыпучими грузами. Ими называют определенную группу материальных веществ, которые характеризуются, в первую очередь, слабой слеживаемостью и высокой степенью сцепления. Наличие этих характеристик обуславливает возможность для распыления этих грузов, которое может происходить под действием воздушного потока или при размещении под наклоном.
Существует несколько вариантов квалификации сыпучих грузов. В частности, с точки зрения такого критерия, как тип разгрузки, сыпучие грузы подразделяются на насыпные грузы, чья выгрузка осуществляется без посторонней помощи, и навалочные грузы, чья разгрузка проводится при помощи специальных механизмов.
Большое значение имеет размер частиц. В зависимости от данного критерия сыпучие грузы подразделяются на кусковые, гранулированные, пылеобразные, которые существенно отличаются друг от друга по внешнему виду и характеристикам.
Еще одна важная для перевозочных целей классификация сыпучих грузов предполагает выделение следующих групп:
- пищевые сыпучие грузы: чай, кофе, соль, сахар, мука, крахмал, солод, жмых, бобовые, зерновые культуры;
- непищевые сыпучие грузы: земля, грунт, глина, торф, удобрения, кальцинированная сода, полимерные гранулы и др.;
- строительные сыпучие грузы: цемент, песок, щебень, опилки, керамзит, гравий и др.
Каждый конкретный груз имеет специфику, которая обуславливает особенности перевозочного в каждом случае. Например, сейчас существует целая система нормативных правовых актов, которые регламентируют процесс перевозки пищевых продуктов.
Правила перевозки сыпучих грузов
Перевозка сыпучих грузов - это важная операция, которая в настоящее время достаточно часто выполняется строительными и сельскохозяйственными предприятиями. При выполнении этой операции им необходимо соблюдать все требования, которые установлены федеральными законами, государственными стандартами, нормативами санитарно-эпидемиологических служб. Соблюдение этих требований предотвратит наложение штрафных и иных санкций на перевозчиков, а также обеспечит высокий уровень безопасности перевозочного процесса, сохранность перевозимого груза.
Одно из главных правил перевозки сыпучих грузов заключается в том, чтобы поверхность сыпучего материала не превышала уровень бортов кузова транспортного средства. Если не соблюдать данное правило, то повышается вероятность высыпания сыпучего груза из транспорта на дорогу.
Таким образом, перевозчик должен не допустить высыпания сыпучих грузов - это его главная задача. Для ее успешного решения перевозчики в основном используют специальное покрытие (полог), которым накрывается сыпучий груз.
Общее правило любой транспортировки, которое действует, в том числе, в случае перевозки сыпучих грузов, гласит, что масса перевозимого груза не может превышать фактическую грузоподъемность эксплуатируемого транспортного средства. Выполнение этого правила особенно важно в отношении сыпучих грузов, поскольку процесс их сбора после высыпания происходит намного труднее, чем с грузами других видов.
Транспортировка сыпучих грузов
Для того чтобы перевезти сыпучие грузы, на практике используются различные виды транспорта:
- автомобильный транспорт - в виде грузовиков, самосвалов, автоцистерн;
- железнодорожный транспорт - в виде вагонов, хопперов;
- водный (речной и морской) транспорт - в виде контейнеров.
Использование водных видов транспорта актуально только для тех регионов, которые располагают непосредственным выходом к морю или судоходной реке. Например, навалочные грузы удобно перевозить с помощью специальных судов - балкеров. Эти суда обладают подпалубными пустотами и характеризуются обеспеченными гарантиями устойчивости.
В отличие от автомобильного транспорта железнодорожный состав как способ перевозки сыпучих грузов характеризуется отличием необходимости в разработке маршрута. Железная дорога, как правило, находится в исправном техническом состоянии в течение круглого года. Движение по ней открыто в любое время года - и в летний зной, и во время снежных заносов, в бурю, ливень. Стабильной является и скорость передвижения железнодорожного состава с перевозимым сыпучим грузом.
В случае автомобильного транспорта нужно учитывать состояние дорожного полотна и особенности транспорта, а также разрабатывать маршрут перевозки. У грузовладельца и перевозчика имеется выбор автомобильного транспорта - могут быть использованы грузовики, прицепы, автобусы, автоцистерны.
Автоцистерна, кстати, считается наиболее приспособленной к перевозке сыпучих грузов. Этот тезис подтверждается такими признаками автоцистерны, как:
- соответствие автоцистерны требованиям санитарно-эпидемиологических правил;
- изготовление автоцистерны из лёгких и прочных алюминиевых сплавов;
- покрытие внутренней поверхности автоцистерны специальным гигиеническим слоем;
- содержание внутри автоцистерны нескольких изолированных друг от друга камер;
- легкость и простота помывки и дезинфекции автоцистерны изнутри;
- обладание у автоцистерны большой погрузочно-разгрузочной мощности и др.
Таким образом, сыпучие грузы обладают большим количеством различных специфических признаков. Они обуславливают те требования, которые сейчас предъявляются к перевозчикам. Для того чтобы перевозка сыпучих грузов была завершена успешно, необходимо полностью выполнить все эти требования.