Навалочный груз - это груз, который перевозится без тары, навалом.
Общая характеристика навалочных грузов
Специфика процесса перевозки определяется, прежде всего, ее объектом. Выделяют несколько категорий грузов, среди них - навалочные грузы.
Навалочные грузы представляют собой те грузы, которые перевозятся баз тары, без упаковки, навалом. В частности, навалочным грузом признаются зерно, соль, сахар-сырец, уголь, строительные материалы, руда, рудные концентраты и т. д.
Погрузка транспорта навалочным грузом осуществляется без их специальной укладки и крепления. Навалочные грузы состоят из большого количества частиц разных форм и размеров, которые обладают подвижностью. Параметрами, которые характеризует эти частицы, являются угол естественного откоса и сопротивление сдвигу. Пространство между частицами обычно заполняется воздухом (газом) или воздухом и водой.
Навалочные грузы, исходя из нормирования условий их перевозки, подразделяются на две группы: незерновые и зерновые (их еще называют насыпными грузами). Последние относятся к классу грузов, которые опасны возможностью смещения. Зерновым грузом считается не только зерно и семена разных культур, но и продукты их обработки (при условии совпадения их свойств со свойствам зерна в натуральном виде).
Свойства навалочных грузов
Навалочные грузы располагают рядом специфических свойств, которые могут быть представлены в виде следующих трех групп:
- Группа физических свойств: сыпучесть, плотность, способность к усадке и самосортировке, тепло- и температуропроводность, скважистость, абразивность, сорбционность, гранулометрический состав.
- Группа химических свойств: взрывоопасность, самовозгорание, самонагревание, коррозионность.
- Группа биологических свойств: дыхание, дозревание, прорастание (присущи только зерновым навалочным грузам).
Главным свойством навалочного груза считается его сыпучесть. В общем смысле слова она представляет собой способность навалочного груза смещаться из-за взаимного передвижения его частиц.
Угол естественного откоса навалочного груза является тем показателем, который характеризует степень подвижности частиц и всей массы навалочного груза. Он представляет собой угол между горизонтальной плоскостью и образующей конуса, который был получен в результате высыпания навалочного груза на эту плоскость.
Угол естественного откоса характеризует навалочный груз, находящийся в состоянии покоя. Если будут происходить динамические воздействия, то угол естественного откоса начнет уменьшаться и при определенной критической частоте вибрации станет равным нулю.
Значение угла естественного откоса играет важную роль для определения необходимой площади для штабелирования навалочного груза, массы груза в штабеле, давления груза на ограждения, а также в процессе проектирования и эксплуатации устройств перегрузки и транспортировки.
Особенности перевозки навалочных грузов
Погрузочно-разгрузочные работы во время перевозки навалочных грузов выполняются механизированным способом. При этом вес груза в ковше должен быть меньше трети грузоподъемности подвижного состава.
Перевозка навалочных грузов сопряжена с определенными опасностями. Так, действующая транспортная классификация признает навалочные грузы опасными из-за возможности осуществления следующих ситуаций:
- подвижка («сухое смещение»), разжижение и перетекание, самосогревание и самовозгорание;
- появление в грузовых помещениях ядовитых, взрывчатых газов или обеднение содержания кислорода трюмного воздуха;
- быстрая коррозия металла;
- нарушение местной или продольной прочности судна.
С точки зрения организации перевозки большое значение имеет транспортное состояние навалочных грузов, которое бывает трех видов. Во-первых, относительно монолитное транспортное состояние, в котором находятся грузы с углом естественного откоса более 35 градусов и рудные концентраты при малой влажности. Во-вторых, сыпучее транспортное состояние, в котором находятся зерновые и другие грузы с углом естественного откоса не более 35 градусов. В-третьих, разжижающееся транспортное состояние, в котором находятся рудные концентраты и подобные им грузы при повышенной влажности.
Возможен переход навалочного груза из одного транспортного состояния в другое. Так, монолитное состояние может быть заменено на сыпуче в результате действия динамических нагрузок при погрузке и перевозке. Некоторые навалочные грузы в случае увлажнения и действии динамических нагрузок способны из сыпучего состояния перейти в разжиженное состояние.
Транспортное состояние навалочных грузов выражается не только способностью груза пересыпаться, но и состоянием, при котором изначально сыпучий груз утрачивает это свойство. Процесс утраты грузом своей сыпучести называется слеживаемостью. Факторами слеживаемости навалочного груза могут быть оказываемое давление, кристаллизация солей из растворов, химические реакции в грузе, влажность груза, размеры и форма его частиц, наличие в грузе примесей и их свойства, фактическая длительность хранения груза, высота штабелей и др.
В отношении тех навалочных грузов, которые в процессе хранения и транспортировки могут быть подвергнуты слеживаемости, нужно принимать меры для уменьшения влагопоглощения. Для гигроскопических грузов (т. е. грузов, которые становятся текучими из-за внешних динамических воздействий - качки, вибрации и т. п.), например, для концентратов минеральных руд, а также для порошкообразных и пылевидных веществ, перевозимых в увлажненном состоянии, необходимо провести герметизацию тары или плотно покрыть груз брезентом, пленками. В отношении других навалочных грузов достаточным будет покрытие нейтральным грузом.