Тарно-штучные грузы - это грузы, которые имеют правильную форму, вследствие чего их хранение и укладка осуществляется штабелями.
Пакетирование тарно-штучных грузов
Для перевозки тарно-штучных грузов могут быть образованы и использованы различные грузовые места. Одним из таких укрупненных грузовых мест является транспортный пакет. Следовательно, процесс пакетирования тарно-штучных грузов заключается в формировании пакетов. Они представляют собой совокупность отдельных мест груза, которые скреплены между собой пакетирующими средствами и средствами скрепления.
Пакетирование тарно-штучных грузов позволяет грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам решить следующие задачи:
- механизированное осуществление погрузки и выгрузки транспортных средств;
- обеспечение сохранности перевозимого груза (в случае сохранения пакета целым);
- обеспечение безопасности жизни и здоровья работников, которые задействованы в выполнении работ по транспортировке, складированию, погрузке, разгрузке;
- обеспечение безопасности движения подвижного состава;
- рациональное использование грузоподъемности, вместимости кузовов подвижного состава, а также габарита погрузки;
- придание устойчивости грузам в процессе их перевозки в кузове подвижного состава.
Таким образом, можно прийти к такому заключению, что пакетирование представляет собой формирование и скрепление грузов в укрупненную грузовую единицу, которое во время доставки в установленных условиях обеспечивает целостность и сохранность грузов, а также дает возможность для механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.
Пакетирование тарно-штучных грузов осуществляется при помощи специальных средств. К таковым чаще всего относят плоские поддоны, специализированные поддоны, подкладки, бруски и др. Кроме того, средства пакетирования могут быть классифицированы следующим образом:
- по назначению: универсальные (работают с грузами широкой номенклатуры), специализированные (работают с грузами ограниченной номенклатуры);
- по способности нести нагрузку: несущие (позволяют производить за них строповку или захват), ненесущие (соответственно, не позволяют);
- по способности выдерживать нагрузки: жесткие (в отличие от других средств обеспечивают неизменность формы и размеров транспортного пакета при доставке), полужесткие, гибкие, мягкие (предназначены для доставки сыпучих и жидких грузов);
- по видам: пакетирующая кассета (состоит из рам, стоек и соединительных элементов), пакетирующий строп (состоит из жестких и (или) гибких элементов с замковым устройством), подкладной лист (сплошной или с отверстиями лист с гладкой поверхностью и с отогнутым вверх краем), пакетирующая стяжка (имеет стягивающие приспособление), пакетирующая обвязка (лента, проволока, сетка, пленка и т. д.), поддон (настил и надстройка для размещения и крепления груза);
- по конструкции: разборные (разбираются на отдельные части), неразборные, складные;
- по условиям обращения: одноразовые, многооборотные или инвентарные.
Как показывает практика, наиболее распространенным средством пакетирования является поддон. Он может быть как стоечным, так и ящичным. В основном поддоны изготавливают из дерева, однако встречаются изделия из пластика, металла, картона.
В качестве средств скрепления транспортных пакетов используют проволоку, металлическую / склеивающую / синтетическую ленту, клей, полимерную пленку, металлические пояса (стяжки) и кассеты.
Контейнеризация тарно-штучных грузов
По мнению многих специалистов, контейнерные перевозки являются одними из самых прогрессивных технологических разработок современности. С их помощью была резко сокращена продолжительность транспортного цикла, поскольку было существенно ускорено и упрощено выполнение процедур в начальных, промежуточных и конечных транспортных пунктах.
Грузовой контейнер представляет собой единицу транспортного оборудования, которая имеет постоянную техническую характеристику, специальную конструкцию, особые приспособления, что, в свою очередь, позволяет легко загружать и выгружать груз, осуществлять механизированную перегрузку с одного вида транспорта на другой, многократно использовать. Грузовой контейнер выполняет роль съемного органа (кузова) транспортных средств (автомобилей, вагонов, судов, самолетов и др.).
Размеры, масса и конструкции устройств для крепления у всех контейнеров стандартизированы. Благодаря этому возможны смешанные перевозки тарно-штучных грузов контейнерах разными видами транспорта «от двери до двери».
Размеры и вместимость грузовых контейнеров соответствуют грузоподъемности и габаритным размерам транспортных средств. Прочность и конструкция контейнеров обеспечивают сохранность тарно-штучных грузов во время их перевозки одним или несколькими видами транспорта в течение установленного срока службы. Контейнеры могут эксплуатироваться, если температура окружающего воздуха находится в диапазоне от минус 60 до плюс 70 по Цельсию.
Стандартными считаются международные контейнеры, т.е. контейнеры, которые соответствуют нормам международных стандартов. Их высота равна 8 футам 6 дюймам, что соответствует 2,59 метрам. Однако на практике встречается достаточное большое разнообразие контейнеров (с точки зрения их объемно-весовых характеристик), что, в первую очередь, объясняется их специализацией по доставке ограниченного круга грузов, а также географической ограниченностью использования.
Таким образом, в настоящее время для перевозки тарно-штучных грузов достаточно широко используются средства и технологии пакетирования и контейнеризации, которые были созданы относительно недавно, но уже успели положительно зарекомендовать себя в логистической сфере.