Логистика как инструмент управления
Логистика – это инструмент менеджмента, организационно-хозяйственный механизм, который способствует достижению стратегических, тактических, оперативных целей бизнеса за счет эффективного управления материальными потоками и сопутствующими им потоками информации.
Объектом управления логистики являются материальные, а также связанные с ними финансовые информационные потоки на всем их протяжении, от места зарождения и до места потребления. .
Материальный поток – это процесс движения сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий, иными словами, процесс закупки, производства и распределения.
Совокупность управления всем материальным потоком представляет собой систему со следующими свойствами:
- Целостность и изменчивость (состоит из совокупности элементов, взаимодействующих между собой – совокупности функциональных логистик);
- Интегрирование качества (система направлена на обеспечение потребителя конкретным продуктом определенного качества в необходимом количестве, в нужном месте, в нужное время с минимальными затратами ресурсов);
- Организация (внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов).
Функции системы управления материальным потоком:
- Функция учета (включает фиксацию в документах результатов наблюдения и измерения показателей, характеризующих материальный поток, являющихся характеристикой его состояния и особенностей его движения, а также отражения источников создания его отдельных элементов);
- Функция контроля (сроки изготовления готовой продукции в соответствии с заявками потребителей, производственные планы и сроки поставок сырья, комплектующих, объем и качество изготовляемой продукции в соответствии с запросами потребителей);
- Функция регулирования (интенсивность движения материального потока, устранение узких мест в логистической цепи, корректировка планов в соответствии с изменениями факторов внешней и внутренней среды).
Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении
Управление логистическими процессами включает:
- Участие в разработке процесса организации снабжения и его управление;
- Применение методов проектирования внутрипроизводственных логистических систем;
- Использование различных моделей и методов управления запасами;
- Осуществление управления заказами, запасами, транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, сервисом.
Движение материального потока предполагает осуществление:
- Закупочной логистики, выбор альтернативных поставщиков материалов и изготовителей);
- Производственной логистики (контроль материальных потоков на всех стадиях производства – от сырья до конечного продукта);
- Распределительной логистики (распределение материального потока между покупателями и продавцами).
Управление в логистике осуществляется за счет планирования (определение способов движения цели), реализации (выполнение мероприятий), учета, контроля и анализа (отражение фактических результатов и сопоставления их с запланированными), регулирования (корректировка планов по каналам обратной связи).
Планирование потребности в материалах имеет натуральное и стоимостное выражение, определение объемов и сроков поставок материалов на предприятии производится на основе производственного потребления, создается и поддерживается необходимый уровень запасов. Планирование закупок осуществляется на основе необходимости материальных ресурсов.
План производства определяется планом выпуска продукции в натуральных единицах измерения с учетом количества единиц продукции, необходимых для продажи и создания запасов.
Планирование распределения опирается на производственные задания, основанные на портфеле заказов потребителей.
Управление материальным потоком включает:
- Управление запасами (прогнозирование спроса, управление и контроль запасов сырья, полуфабрикатов и готового продукта, выбор тары и упаковки);
- Управление операциями (управление операциями на производстве, на транспорте, управление на складах);
- Планирование и контроль (оперативно-календарное планирование выпуска, транспортных процессов, складской сети, контроль бюджета и информационных систем).
Задачи распределительной логистики: организовать получение и обработку заказа, распланировать процесс реализации, выбрать вид упаковки, принять решение о комплектации, организовать выполнения операций, которые предшествуют отгрузке, организовать отгрузку продукции, доставки, проконтролировать за транспортировкой, организовать послереализационное обслуживание, выбрать состав канала распределения, организовать работу торговыми посредниками, выбрать стратегию распределения готовой продукции и ценообразования, организовать мероприятия по продвижению товара на рынок, проконтролировать состояние рынка целевой продукции.
Логистический функциональный менеджмент
Управлением логистическими процессами в закупках, производстве и распределении занимается логистический функциональный менеджмент (функционально-логистический менеджмент), который отвечает за:
- Поддержку корпоративной стратегии, оптимизируя ресурсы управления всеми потоками, связанными с закупками, производством и распределением;
- Развитие взаимодействия подразделений снабжения, производства;
- Развитие взаимосвязи с контрагентами на уровне разных организаций.
Основные стратегические и тактические направления функционально-логистического менеджмента:
- Уменьшить общие логистические затраты;
- Улучшить качество логистического сервиса;
- Уменьшить инвестиции в логистическую инфраструктуру;
- Развить аутсорсинг в сфере логистики.