Логистический аутсорсинг - это использование предприятием-заказчиком услуг внешней фирмы-оператора по выполнению всех или некоторых логистических функций.
Сущность и фазы логистического аутсорсинга
Применение предприятиями логистического подхода обусловлено процессами интеграции, кооперации и увеличения потребительских запросов. Одним из аспектов данного подхода является логистический аутсорсинг (контрактная логистика). Он предполагает, что предприятие заказывается услуги сторонней организации, которая готова за определенную плату выполнить все или часть его логистических операций (по транспортировке, складированию, закупкам, управлению запасами и т. д.).
Логистический аутсорсинг стал активно развиваться со второй половины XX в. преимущественно в странах с развитой рыночной экономикой. Как показывает практика, логистический аутсорсинг способствует более глубокой интеграции между исполнителем и заказчиком специализированных логистических услуг.
Исполнитель логистических услуг - это логистический оператор. В настоящее время логистические операторы под свою ответственность предлагают комплексные логистические услуги. При этом за ними должна быть сохранена свобода при организации элементов цепи создания добавленной ценности.
Логистический аутсорсинг осуществляется через реализацию следующих фаз:
- Планирование (определение диапазона транзакций, идентификация целевых рынков, прогнозирование параметров спроса и предложения логистического аутсорсинга, оценка потенциальных партнеров, формирование предложений о сотрудничестве).
- Согласование условий договоров с партнерами (анализ предложений, выявление и оценка возможностей и угроз, выбор наиболее подходящих партнеров, проведение деловых переговоров).
- Заключение договора логистического аутсорсинга (определение принципов управления персоналом и менеджмента качества, согласование цены, регламентация условий контроля за эффективностью деятельности партнеров).
- Координация действий после заключения договора логистического аутсорсинга (мониторинг эффективности выполнения переданных функций, анализ уровня удовлетворения потребностей клиентов, оперативное реагирование на факты некачественного выполнения логистических функций, внесение корректив в договоры или приостановление их действия).
Стратегия логистического аутсорсинга компании
Таким образом, стратегия логистического аутсорсинга является одной из основных логистических стратегий предприятия. Она находит отражение в установлении долгосрочного партнерства между предприятиям-заказчиком и логистическим оператором. Подобные партнерские отношения должны быть зафиксированы через согласование и заключение средне- и долгосрочных генеральных договоров, стратегических планов.
Компании, которые принимают решение о начале реализации стратегии логистического аутсорсинга, нацеливаются, прежде всего, на сокращение издержек, повышение гибкости и уменьшение объема собственных инвестиций. Большинство компаний начинают концентрировать свои усилия на своих ключевых компетенциях.
Достижение компанией экономии на издержках при сотрудничестве с логистическим оператором обеспечивается, в первую очередь, благодаря способности аутсорсера свести издержки к минимуму за счет роста масштаба, а также за счет оптимизации загрузок транспорта. Кроме того, издержки снижаются благодаря эффекту специализации, который возникает вследствие концентрации подрядчика на ключевой сфере деятельности.
Реализация стратегии логистического аутсорсинга обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности компании, зачастую позволяя ей перейти в разряд передовых. Компании имеют возможность для масштабного инвестирования в постоянное обновление основных фондов благодаря тому, что логистические провайдеры располагают современными складскими комплексами, транспортным парком, грузовыми терминалами и разветвленной сетью международных агентов.
Стратегия логистического аутсорсинга чаще всего предполагает компаниям передавать транзакционные, операционные, часто повторяющиеся функции. Например, согласно официальной статистике, компании со всего мира в среднем предпочитают передавать на аутсорсинг такие функции, как внутренние перевозки (83 %), международные перевозки (75 %), складские услуги (74 %), услуги таможенных брокеров (58 %), экспедиторские услуги (53 %).
Последствия реализации стратегии логистического аутсорсинга
Реализация стратегии логистического аутсорсинга напрямую отразиться на характере развития компании. Нужно сказать, что будут иметь место как положительные, так и отрицательные последствия.
Прежде всего, уменьшатся логистические затраты компании (например, из-за того, что отпадет необходимость в привлечении высококвалифицированных специалистов). «Высвободившиеся» денежные средства могут быть использованы в других видах деятельности компании. Однако не стоит забывать про увеличение доли транзакционных и конверсионных издержек, а также про трудность количественного определения экономии.
Структура управления компанией, которая реализует стратегию логистического аутсорсинга, должна стать более простой. Но она в данном случае попадает в зависимость от логистического оператора, на которое зачастую можно оказать недостаточное влияние (особенно в случае снижения качества сервиса).
Компания должна согласовать действия аутсорсера со своей стратегией. Только в этом случае можно рассчитывать на получение полного спектра услуг от одного поставщика с минимальным уровнем логистических рисков. Иначе могут проявиться проблемы координации и тогда произойдет невыполнение договорных обязательств и возложенных функций в полном объеме, ограничение поставок.