Порт - это объект транспортной инфраструктуры, который расположен на берегу водоема и предназначен для приема, погрузки и разгрузки судов, хранения грузов, решения иных вопросов, связанных с организацией морских (речных) перевозок.
Основы работы морского и речного порта
Как известно, существует несколько видов транспорта. Поэтому в процессе грузовых и пассажирских перевозок частым является замена одного вида транспорта на другой. Особенно актуально это для водного транспорта. Он во взаимодействии с другими видами транспорта издавна содействует нормальному производству и обращению промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также удовлетворяет потребности населения в передвижении по водным путям.
Для того чтобы обслужить перевозки, осуществляемые по водным путям, в пунктах сосредоточения грузов и пассажиров создаются и функционируют специальные организации из сферы транспорта – порты. Если порт создан на берегу моря или океана, то он считается морским; если на берегу реки - речным.
Порт представляет собой прибрежный пункт, который оснащен гидротехническими и производственными сооружениями, специальными устройствами и приспособлениями (предназначенными, прежде всего, для совершения подъема и транспортировки грузов). Предназначение порта состоит в выполнении следующих функций:
- обеспечение и осуществление безопасной стоянки судов;
- навигационное обслуживание судов;
- производство перегрузочных работ, передача грузов на другой вид транспорта и обратно;
- выполнение операций по обслуживанию пассажиров
- осуществление мелкого ремонта судов.
В портах производятся операции, которые можно поделить на следующие группы:
- Коммерческие операции: информирование клиентов о прибытии грузов, оформление отношений транспортного предприятия с клиентами по приемке, выдаче, хранению и перевозке грузов.
- Технические операции: прием и отправление судов и обрабатываемых портом железнодорожных составов, расстановка транспортных средств по местам погрузки и разгрузки, материально-техническое снабжение и ремонт.
- Пассажирские операции: оформление пассажиров и багажных проездных документов, прием и выдача багажа, посадка и высадка пассажиров, их бытовое обслуживание и организация питания.
- Грузовые операции: погрузка и выгрузка грузов из водного транспорта и иных видов транспорта, их бортовая перевалка, работы внутри склада, которые выполняются в порядке подготовки к обработке транспорта, ожидаемого к прибытию (в том числе, перемещение из одного склада в другой).
Организационный аспект работы порта
Организация работы терминала морского порта и причала речного порта основывается на таком документе, как план эксплуатационной работы. В данной статье находит отражение технологический процесс обработки судов и их обслуживания, который взаимным образом увязан с графиком движения флота.
Кроме того, организационный аспект технологического функционирования порта связан с оформлением целой группы других документов. Основными из них считаются технико-распорядительный акт порта, график и технологическая карта грузовой обработки судов, план организационно-технических мероприятий. В случае взаимодействия водного и иных видов транспорта (железнодорожного или автомобильного) соответствующим транспортным предприятиям необходимо заключить узловое соглашение и на его основе составить единый технологический процесс работы.
Важным нюансом в работе морского и речного порта является то, что за весь флот, который находится на рейде (т. е. в месте якорной стоянки), ответственность несет капитан рейда. Именно это должностное лицо непосредственно руководит всеми техническими операциями (постановкой составов и судов, формированием, расформированием составов и т.д.).
Выполнение в порту-пристани рейдовых работ базируется на основе заранее разработанном технологическом процессе и на основе установленного сменно-суточного плана. Постановка состава к объектам порта может начаться только по указанию диспетчера (капитана рейда или рейдового шкипера). Данной работой непосредственно занимается толкач (буксировщик), с которым прибыл состав.
В случае отсутствия закрепления за данным составом теплохода-толкача, расстановка судов по причалам погрузки-выгрузки, перестановка у причалов, отводка барж, формирование составов производятся рейдовыми толкачами (буксировщиками) под руководством капитана рейда. В пунктах погрузки-выгрузки, которые не имеют у себя рейдовые суда, прибывающие суда причаливают при помощи транзитных толкачей (буксировщиков), с которыми эти суда прибывают.
Все транспортные судоходные средства, которые предъявлены клиентами к буксировке, подлежат своевременному осмотру, а затем - принятию представителем порта-пристани или пароходства. Плоты, которые приведены в пункты назначения, должны на основании специального акта быть сданными капитанами буксировщиков их владельцам.
Все суда и плоты в промежуточных пунктах, которые прибывают в порт-пристань, должны быть соответствующим образом обработаны. Начальник порта распоряжается ими до момента отправления в рейс. Во время швартовки судов и плотов, которые были поставлены на рейд, необходимо обеспечивать соблюдение принципа ее надежности, учитывать возможности усиления течения, колебания уровня воды, изменения осадки, возникновения штормовой погоды и движения по рейду других судов.
На территории морского и речного порта в рамках организации его работы действует ряд правил, которые запрещают участникам грузовых и пассажирских перевозок выполнение отдельных действий. В частности, запрещается при расформировании составов ставить суда к причалам, которые не предназначены для приема данного груза. В то же время буксиру запрещается отходить от судна или состава до полной его остановки и швартовки и т. д.