Междугороднее сообщение - это устойчивая совокупность налаженных процессов перевозки грузов и пассажиров, которая осуществляется за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 километров.
Основы организации перевозок грузов в междугороднем сообщении
Когда грузы перевозятся за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 километров, то приходится говорить о междугороднем сообщении. Грузовые перевозки в междугороднем сообщении обычно выполняются предприятиями или организациями автомобильного транспорта общего пользования.
Последние годы характеризуются быстрым ростом доли автомобильного транспорта в междугородных перевозках грузов. Это связано с тем, что автомобильный транспорт перед другими видами транспорта располагает следующими преимуществами:
- осуществляется доставка грузов от «двери к двери» в ускоренном режиме;
- новые линии организуются быстро и сравнительно дешево;
- стоимость перевозок мелкопартионных и немассовых грузов оказывается более низкой.
Кроме того, междугородные перевозки грузов автомобильным транспортом отличается таким аспектом удобства для участников перевозочного процесса, как отсутствие необходимости в выполнении перегрузочных операций в пути, которые при использовании других видов транспорта являются неизбежными. Следствиями любых перегрузок являются увеличение времени доставки грузов, удорожание перевозок и уменьшение сохранности грузов.
Учитывая сегодняшнее состояние автомобильного транспорта и других видов транспорта, целесообразно организовывать автомобильную перевозку грузов, если ее расстояние не превышает 100 километров. В некоторых случаях, когда требуется перевезти мебель, контейнеры, животные и ряд других видов грузов, перевозка автомобильным транспортом может быть организована при расстоянии до 600 километров. На большие расстояния могут перевозиться те грузы, которые относятся к группам скоропортящихся и особо ценных. Причем при увеличении грузоподъемности автомобилей и применении автопоездов обычно возрастают «равно выгодные» расстояния.
Для действующих автотранспортных предприятий установлены правила регулярных перевозок грузов в междугороднем сообщении. Они, в частности, регулируют вопросы, которые касаются сроков доставки грузов.
- грузы, которые перевозятся на расстояние до 250 километров, должны доставляться в течение 1 суток.
- свыше 250 километров на каждые полные и неполные сутки контрольный срок доставки увеличивается на полсуток.
- на накопление мелких отправок, которые перевозятся на расстояние до 500 километров, установлен дополнительный срок — 1 сутки, а свыше 500 километров — 2 суток.
Стоит отметить, что в некоторых случаях к этим нормам могут применяться соответствующие коэффициенты. Это происходит в случае организации грузовых перевозок по горным дорогам, при необходимости ветеринарного досмотра животных и др.
Способы организации перевозок грузов в междугороднем сообщении
К перевозкам грузов в междугороднем сообщении предъявляется несколько требований. Основное из этих требований в условиях применения централизованного подхода заключается в обеспечении регулярности выполнения перевозок и в обеспечении возможности отправок мелкими партиями. У всех грузоотправителей должна быть уверенность в том, что его грузы будут доставлены в пункты назначения. Это является обязательным условием для своевременного удовлетворения потребностей граждан и организаций.
Если принимают решение о совершении перевозок мелких партий груза от разных отправителей разным получателям, то организаторы перевозки должны заранее решить вопрос с завозом грузов на склады грузовых автомобильных станций. Важно иметь в виду, что местами размещения грузовых автомобильных станций для грузовых перевозок в междугороднем сообщении являются выходы к основным магистралям и дорогам в крупных городах и промышленных центрах, транспортные узлы и станции.
Если маршруты грузовой перевозки в междугороднем сообщении имеют большую протяженность, то наибольшей целесообразностью является организация участкового движения. Однако предлагаемая система работы транспорта является более сложной, чем сквозное движение.
На данный момент часто используется, так называемый, эстафетный метод перевозки междугородных грузов. Он предполагает смену водителей автомобильного транспорта на определенных участках маршрута.
Грузовые перевозки в междугороднем сообщении еще могут быть организованы комбинированным путем. Это означает использование для одной перевозки нескольких видов транспорта на основе одного единого транспортного документа.
Такой вид междугородных перевозок грузов является наиболее распространенным. В этом случае наиболее целесообразны бесперегрузочные сообщения с организацией погрузочно-разгрузочных работ по прямому варианту.
Основное преимущество междугородных комбинированных перевозок грузов состоит в устранении промежуточных погрузочно-разгрузочных работ. Благодаря этому обеспечивается сохранность перевозимого груза, а также быстрота и дешевизна его доставки на большие расстояния от места производства к потребителю (так называемая, схема «от двери к двери»).
В сельском хозяйстве получили распространение комбинированные перевозки, которые предполагают одновременное использование тракторных (вездеходных) тягачей и автомобильных полуприцепов. В этом случае передвижение по плохим дорогам обеспечивается за счет тракторных тягачей, а по хорошим автомобильным дорогам — за счет автомобильных тягачей. В частности, именно тракторно-трейлерный способ стоит использовать при вывозке зерна с полей от комбайнов на приемные пункты.