Железобетонное изделие - это строительный материал, который представляет собой конструкцию монолитно соединенных бетона и стальной арматуры, используемую в качестве деталей фундаментов, стен, перекрытий, балок и т.п.
Основы перевозок железобетонных изделий
В настоящее время одним из главных строительных материалов является железобетонное изделие. В самом общем виде оно представляет собой конструкцию, которая состоит из монолитно соединенных бетона и стальной арматуры. Данная конструкция предназначена для использования в качестве фундаментов, стен, перекрытий, балок и т. п.
Высокая востребованность железобетонных изделий в строительном деле выражается в усилении потребности транспортировки данного вида груза. Следовательно, возрастает логистический аспект организации хозяйственной (со стороны производственных и торговых предприятий) и строительной (со строены строительных компаний, выступающих в качестве покупателей) деятельности. Если железобетонные изделия - это груз, то предприятия из первой группы являются грузоотправителями, а компании из второй группы - грузополучателями.
Железобетонные изделия могут быть транспортированы из места производства на место строительства (т. е. потребления):
- предприятиями-продавцами (тогда стоимость перевозки будет включена в итоговую сумму оплаты товаров и услуг);
- компаниями-покупателями (в этом случае для них общая сумма выплат продавцу будет меньше, но потребуется самостоятельно организовать перевозку груза при помощи транспортных средств, топлива и труда специального персонала).
В современных условиях у предприятий быстрее всего увеличиваются логистические расходы. Кроме того, перевозка железобетонных изделий требует специальной подготовки подвижного состава, обслуживающего персонала, организаторских и профильных знаний, умений, навыков. Это все приводит к тому, что все чаще организация перевозки железобетонных изделий (впрочем, как и большинства других грузов) осуществляется специализированными профессиональными транспортно-логистическими компаниями.
Организационный аспект перевозок железобетонных изделий
Перевозка железобетонных изделий (вне зависимости от непосредственного перевозчика) должна осуществляться в соответствии с принятыми законодательными и подзаконными нормативно-правовыми актами, требованиями инструкций, технических условий, международных и национальных стандартов и т. д. В частности, в соответствии с данными документами необходимо придать железобетонным изделиям соответствующие положения (оно может быть горизонтальным, вертикальным или наклонным).
Грузоотправитель обязан нанести маркировку с указанием конкретных точек, в которых железобетонные изделия во время перевозки должны иметь опору. Кроме того, в случае необходимости подвижной состав может быть оборудован дополнительными приспособлениями, чья установка должна быть осуществлена или профинансирована грузоотправителем.
Если перевозка железобетонных изделий организуется в зимнее время года, то их регулярно необходимо отчищать от снега и льда. А подкладки и прокладки, а также приспособления, необходимые для крепления и перевозки железобетонных изделий, должны быть обклеены резиной.
Особое внимание уделено урегулированию вопросов, связанных с погрузкой и разгрузкой железобетонных изделий с помощью кранового оборудования. В данном случае шоферу запрещается находиться в кабине автомобиля, а грузоотправителю (грузополучателю), в свою очередь, не разрешается, перемещать груз над кабиной автомобиля.
Для того чтобы организовать и осуществить перевозку железобетонных изделий, перевозчик использует бортовые автомобили или специализированные транспортные средства (например, трубовозы, панелевозы, фермовозы и др.). Приемка железобетонных изделий к перевозке от грузоотправителя и их сдача грузополучателю обычно совершаются перевозчиком по количеству мест.
Перевозчики, грузоотправители и грузополучатели, как правило, достигают между собой определенное соглашение. Согласно ему, перевозка железобетонных изделий организуется по таким графикам, которые обеспечивают монтаж этих изделий на строительном объекте непосредственно с транспортных средств.
Если железобетонные изделия погружаются в транспортные средства и выгружаются с них в зонах, которые признаны опасными для движения автомобилей, то грузоотправители и грузополучатели должны устанавливать предупреждающие дорожные знаки и указатели, обладающие способностью быть видимыми в любое время суток. К крупногабаритным и тяжеловесным железобетонным изделиям должны приниматься отдельные особые правила организации их перевозки.
Перевозчику железобетонных изделий необходимо обеспечить их сохранность и целостность при перевозке. В связи с этим предполагается использование приспособлений, предназначенных для крепления и укладки груза на судне (например, брусья, козловые кассеты, клинья и др.) с учетом особенностей приема и сдачи получателю конкретных железобетонных изделий.
Важной частью перевозок железобетонных изделий является оформление сопроводительных документов. Главным из таких является накладная, в которой делают отметки о приеме груза на транспортное средство и о его выгрузке. Еще имеет место составление дорожной ведомости.
Таким образом, железобетонные изделия являются особым объектом грузовой перевозки. Эта особенность отчетливо проявляется в тех правилах, которые приняты в отношении вопросов по организации перевозочного процесса. Часть из них имеет обязательный характер, поскольку они являются нормами законодательных актов (например, приказа министерства транспорта), а часть - рекомендательный характер, поскольку они составляют правила сложившегося в бизнес-практике делового оборота.