Международная мультимодальная перевозка грузов - это транспортировка грузов из одной страны в другую по одному договору, согласно которому она осуществляется двумя или более видами транспорта, а ответственность перевозчика при этом распространяется на всю перевозку.
Основные сведения о мультимодальных перевозках грузов
Мировая экономика в течение последних десятилетий развивается под знаменем глобализации. Отсюда следует построение сложных логистических цепей поставок, участниками которых нередко являются экономические субъекты, представляющие разные страны и расположенные на разных континентах. Подобные взаимоотношения могут нормально развиваться только при эффективной организации сети международных мультимодальных грузовых перевозок.
В логистике под международной мультимодальной перевозкой грузов понимают транспортировку товарно-материальных ценностей из одной страны в другую на основе одного договора, но при привлечении нескольких (двух или более) видов транспорта. В данном случае перевозчик несет ответственность за всю перевозку. Он называется мультимодальным транспортным оператором и нередко нанимает для осуществления перевозки суб-перевозчиков (в некоторых случаях они называются действительными перевозчиками).
При идентификации мультимодальных перевозок нужно иметь в виду их отличие от интермодальных перевозок. Последними называют транспортировку одного груза, которая осуществляется разными перевозчиками по разным договорам.
Международная мультимодальная перевозка грузов осуществляется при соблюдении следующих принципов:
- соблюдение единого коммерческо-правового режима;
- максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота на базе единых международных стандартов;
- управление грузовыми перевозками на основе единого организационно-технологического принципа, который предполагает координацию действий всех логистических посредников, принимающих участие в транспортировке;
- комплексное развитие инфраструктуры различных видов транспорта.
Мультимодальная система грузовых перевозок относится к группе систем «выталкивающего типа». Это значит, что она находится в состоянии ожидания заказов от клиентов. При этом мультимодальная система приспосабливается под запросы и нужды клиентов (за счет возможности формирования различных комбинаций разных видов транспорта), что является ее одним из главных преимуществ.
Как правило, международные мультимодальные перевозки грузов по своему содержанию являются контейнерными. Контейнеры представляют собой универсальную емкость, которая позволяет транспортировать один груз различными видами транспорта. В данном случае перемещение груза из одного транспортного средства в другое осуществляется достаточно просто, при помощи специальных подъемников, кранов и прочих устройств.
Контейнер выступает в качестве как внешней тары, так и склада для грузовых единиц. А его использование в международных перевозках обусловлена международной (т. е. общепризнанной) стандартизацией контейнеров.
Природные риски международных мультимодальных перевозок грузов
Любая транспортировка (в том числе, международная мультимодальная перевозка грузов) сопряжена с определенными рисками. Речь идет про вероятность развития ситуации по негативному сценарию и наступления неблагоприятных (с точки зрения некоторых субъектов) последствий.
Известно, что риски принято разделять на природные и антропогенные (вытекающие из деятельности человека). Природные риски в чистом виде недоступны управлению человеком. Эти риски могут быть просчитаны и измерены, но они неуправляемы в чистом виде. К природно-естественным, климатическим относятся риски, которые связаны с проявлением стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, буря, пожар, эпидемия и т. п.
На процесс организации международных мультимодальных перевозок грузов могут оказать серьезное влияние природные риски. Это связано, прежде всего, с тем, что использование отдельных видов транспорта находится в прямой зависимости от текущих погодных условий.
В наибольшей степени погодным катаклизмам подвержены грузовые перевозки, которые осуществляются при помощи средств воздушного транспорта - наиболее популярного на сегодняшний день транспортного средства в мире (в силу его высокой скорости и дальности передвижения). Для совершения авиаперелета очень важны метеоусловия, которые проявляются в следующих факторах:
- состояние взлетно-посадочной полосы (определяется в результате обледенения, сильного снегопада или дождя);
- видимость (определяется в результате тумана, дождя, снега, пыли, дыма, извержения вулкана и др.);
- ветер, который может быть большим, встречным, резким и т. д.
Действие перечисленных факторов может привести к задержке рейсов. Подобное же может произойти и в отношении других видов транспорта (например, шторм для морского транспорта, подтопление дорог для автомобильного и железнодорожного транспорта и т. п.).
Следовательно, будут срываться запланированные сроки доставки груза в пункты назначения. В некоторых случаях это может привести к приостановке производственного процесса, что найдет отражение в возникновении у предприятий значительных убытков.
Поэтому мультимодальные транспортные операторы на стадии организации уделяют большое внимание решению вопросов, которые связаны с природными рисками совершения международных мультимодальных перевозок грузов. Их своевременное выявление и принятие мер по их устранению (или минимизации неблагоприятных последствий) является признаком высокого профессионализма перевозчика, что станет залогом формирования устойчивого спроса на его услуги.