Автотранспортное предприятие - это коммерческая организация, которая стремится систематически извлекать прибыль за счет осуществления грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом, а также хранения, технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Понятие малого автотранспортного предприятия
Одной из главных тенденций современного периода общественной жизни является высокая динамика роста автомобильного парка по всему миру. В связи с этим естественным является процесс стремительного увеличения числа автотранспортных предприятий.
Автотранспортное предприятие представляет собой коммерческую организацию, которая нацелена на систематическое получение прибыли и увеличение своей доли на рынке. Основным способом достижения указанной цели является организация и осуществление грузовых и пассажирских перевозок автомобильным транспортом в соответствии с планом и заданиями. Кроме того, автотранспортные предприятия занимаются хранением, техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава. В качестве задач некоторых специальных автотранспортных предприятий может быть признано материально-техническое снабжение предприятия.
Если автотранспортное предприятие занято организацией и осуществлением доставки, то его деятельность, как правило, является традиционной. Она предполагает определение автотранспортным предприятием, во-первых, вида транспорта, во-вторых, конкретных методов организации перевозок, в-третьих, типа транспортных средств. Кроме того, автотранспортное предприятие принимает участие в организации погрузочно-разгрузочных работ, а также работ по размещению и учету товарно-материальных запасов на складах и терминалах.
На основе такого признака, как организация производственной деятельности, автотранспортные предприятия могут быть классифицированы следующим образом:
- Автобаза — это автотранспортное предприятие малых размеров, которое обычно выступает в качестве вспомогательного подразделения крупного предприятия.
- Автоколонна (автоотряд) — это группа автомобилей, которые работают в отрыве от основного автотранспортного предприятия.
- Автокомбинат — это комплексное автотранспортное предприятие, которое обладает автомобилями в количестве 700 единиц и более, а состоит из основного предприятия и нескольких филиалов, расположенных в районах обслуживания грузовыми и (или) пассажирскими перевозками.
- Автопарк — это автотранспортное предприятие, которое обладает стоянкой и техническим обслуживанием пассажирского транспорта общего пользования.
Помимо этого, автотранспортные предприятия могут быть классифицированы на основе масштаба их хозяйственной деятельности. По этому признаку выделяют крупные, средние и малые предприятия. Как ни странно, но в современной рыночной экономике важную роль играют именно малые предприятия. Это связано с их многочисленностью, созданием ими большого числа рабочих мест, возможностью удовлетворения самых разнообразных потребностей, развитием конкуренции на рынке.
Малым предприятием традиционно считается та коммерческая организация, которая располагает штатом сотрудников со среднесписочной численностью в количестве не более 100 человек, при этом ее годовой оборот не должен превышать 10 миллионов долларов. В некоторых случаях еще выделяют микропредприятия - для них установлены следующие критерии: не более 15 работников и не более 1 миллиона долларов годового оборота.
Отличительными чертами малых предприятий являются минимальные размеры используемых ресурсов, короткие сроки создания, быстрая окупаемость капиталовложений, упрощенная организационная структура, простота управления, быстрая реакция на рыночные изменения.
Малые автотранспортные предприятия действуют в определенной области рынка транспортных услуг. Так, грузовые автотранспортные предприятия малых размеров преимущественно занимаются перевозками мелкопартийных грузов и разовыми перевозками. В подавляющем большинстве случаев клиентура малых автотранспортных предприятий представлена малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют торгово-закупочную деятельность.
Принципы и порядок организации малого автотранспортного предприятия
Многие люди решают организовать свое дело и стать предпринимателем. Немалая их часть, которая имеет практический опыт работы с автотранспортными средствами, принимает решение об организации автотранспортного предприятия. Поскольку подобные инициативы в основном исходят от обычных (т.е. не состоятельных) людей, которые ограничены, прежде всего, в возможностях привлечения большого объема финансовых ресурсов, организуемое предприятие получается малым.
Начальным этапом организации малого автотранспортного предприятия является выполнение работ по планированию. Обычно выделяют следующие общие направления данных работ:
- Исследование рынка транспортных услуг, его конъюнктуры и перспектив развития.
- Выбор вида деятельности (основными вариантами считаются грузоперевозки, пассажирские перевозки автосервис, автомойка и т. п.).
- Составление финансового плана и технико-экономическое обоснование проекта по организации предприятия.
- Оформление необходимой документации (прежде всего, получение лицензии).
- Наем необходимого персонала (водителей, механиков, грузчиков, диспетчеров и др.) и его обучение на соответствующих курсах.
- Приобретение необходимого оборудования и помещений (в форме прямой покупки или лизинга, аренды).
Таким образом, организация автотранспортного предприятия даже малого размера требует совершения ряда действий, что обуславливает необходимость грамотного подхода предпринимателей к выполнению работ данного вида.