Качество логистических процессов - это совокупность свойств и характеристик действий по обработке материальных и сопутствующих потоков, которые позволяют в результате этих действий удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности предприятия и его контрагентов.
Система управления качеством логистических процессов
В логистике одним из самых сложных вопросов является определение качества логистических процессов. Качество логистических процессов представляет собой совокупность свойств и характеристик действий по управлению потоками ресурсов, которые позволяют удовлетворять потребности участников логистической цепи поставок. Кроме того, качество логистических процессов определяется не только выполнением функций в соответствии с назначением и их характеристики, но и воспринимаемой потребителями ценности для них.
Качество логистических процессов является фактором общей экономической эффективности деятельности предприятия. Поэтому необходимо управлять этим качеством. А системный подход предполагает создание и функционирование системы управления качеством.
Система управления качеством представляет собой совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, которые необходимы для оказания целенаправленного воздействия на свойства и характеристики логистических действий. Система позволяет высшему руководству предприятия оптимизировать использование ресурсов с учетом последствия их решений в долгосрочной и краткосрочной их перспективе.
В общем случае процесс управления качеством логистических процессов предприятия можно представить в виде следующей последовательности этапов:
- Выбор логистической стратегии (концепции) предприятия;
- Организация логистического управления на предприятии;
- Определение требований и ожиданий заинтересованных лиц;
- Контроль за исполнением, определение его текущего уровня;
- Разработка и утверждение стратегии качества;
- Выполнение стратегии качества;
- Улучшение процесса управления логистическими процессами.
Отсюда можно сделать вывод, что контроль является одним из составных этапов реализации на предприятии управления качеством выполняемых логистических процессов.
Контроль как функция управления качеством логистических процессов
Контроль представляет собой одну из классических функций управления. Он заключается в наблюдении за процессом функционирования управляемого объекта, в измерении достигнутых результатов и их сравнении с ожидаемыми (плановыми, нормативными) результатами. По итогам этого сравнения менеджеры разрабатывают и принимают управленческие решения, которые направлены на внесение корректив в работу управляемого объекта.
Контроль качества логистических процессов проводится в несколько этапов. На первом этапе, основываясь на данных существующих договорных обязательств и прогнозов развития, определяются плановые значения показателей логистических процессов и их результатов. Затем производится расчет фактических значений этих показателей.
Далее плановые и фактические значения сравниваются между собой. Это сравнение может приобретать форму абсолютного отклонения от плана, выполнения плана в процентах, суммы перерасходованных или наоборот сэкономленных средств относительно плана.
Таким же образом поступают в отношении фактических значений анализируемого периода и фактических значений предшествующего периода. В отношении выявленных отклонений фактических значений от плановых значений или от значений прошлого периода устанавливаются причины.
Для осуществления контроля за уровнем качества выполняемых логистических процессов предприятия могут воспользоваться различными инструментами и средствами. В частности, к таковым можно отнести контрольный листок, контрольные карты, расслоение или стратификацию данных, графики, диаграмму (блок-схему) потока, диаграмму Парето, диаграмму разброса, причинно-следственная диаграмму, гистограмму.
Контрольная деятельность (т.е. использование указанных инструментов), в первую очередь, направлена на то, чтобы качество логистических процессов соответствовало наивысшим значениям следующих показателей:
- Показатель надежность, т.е. способности логистической службы выполнять заданные функции при сохранении своих характеристик в установленных пределах;
- Показатель доступности, т.е. наличием условий для выполнения логистических процессов в удобное время, в удобном месте, с минимальными издержками;
- Показатель компетентности, т.е. наличия у сотрудников логистической службы предприятия необходимых знаний, умений, навыков;
- Показатель взаимопонимания, т.е. знания интересов и потребностей поставщиков и клиентов;
- Показатель гибкости, т.е. способности учитывать особые пожелания поставщиков, производства, клиентов;
- Показатель осязаемости, т.е. физической среды, в которой выполняются логистические процессы.
Как правило, качество логистических процессов на предприятии проверяется в виде внутреннего контроля. Это означает, что субъектом контроля выступает уполномоченный орган предприятия или его отдельный сотрудник. Однако они могут осуществлять контроль не только непосредственно, но и косвенно. В данном случае ими приглашаются независимые эксперты, в том числе внешние аудиторы, которые за денежное вознаграждение проводят обследование согласованных объектов и готовят свое объективное заключение.
Внешний контроль качества логистических процессов обычно проводится в том случае, если предприятие является дочерней организацией и контрольные процедуры организуется головная организация, или если предприятие находится в государственной или муниципальной собственности и тогда собственник (т.е. государство или муниципальное образование) в целях сохранности своих средств и их использования по целевому назначению могут устроить соответствующие проверки.