Тарно-штучные грузы - это грузы правильной формы, которые хранят и укладывают штабелями.
Тарно-штучные грузы как объект хранения
В логистической деятельности приходится иметь дело с большим количеством разнообразных грузов. Одну из групп представляют тарно-штучные грузы. Они представляют собой грузы правильной формы, их хранят и укладывают штабелями.
На данный момент все многообразие тарно-штучных грузов подразделяется на следующие группы:
- металлы и металлоизделия черных металлов, трубы большого диаметра, изделия из цветных металлов и т. п.;
- тарные грузы, которые хранят и транспортируют в ящиках, бочках, барабанах и т.д. (это, как правило, изделия, детали и узлы для более крупных технических средств);
- штабелируемые штучные грузы транспортируют без тары, поскольку они имеют правильную форму: кирпичи, ящики, плиты, панели, блоки, балки и т. д.;
- нештабелируемые штучные грузы — это металлические конструкции, двигатели, фасонное литье и т. п., которые нельзя уложить правильными рядами;
- длинномерные грузы, которые характеризуются длиной более 6 метров — прокат, трубы и т. п.;
- лесные грузы, которые представлены круглым лесом, пиломатериалами и т. п.
Железнодорожный терминал как место хранения
Железнодорожный терминал представляет собой одну из разновидностей грузового терминала, который функционирует на основе железнодорожного транспорта. Железнодорожный терминал - это часть территории железнодорожной станции, на которой расположен комплекс сооружений и устройств, предназначенных для приема, погрузки, выгрузки, выдачи, сортировки и временного хранения грузов.
Железнодорожный терминал представлен широко оснащенными погрузочно-разгрузочными машинами и устройствами складами, грузосортировочными платформами, площадками для контейнеров, тяжеловесов, навалочных и других грузов. Он обычно характеризуется развитым путевым сообщением, множеством подъездов и проездов.
Железнодорожный терминал рекомендуют располагать в удобных местах, где сходятся железнодорожные пути, автомобильные дороги, основные грузовые потоки и пр.
Особенности хранения тарно-штучных грузов на железнодорожном терминале
На железнодорожном терминале приходится работать с различными видами грузов. Значительная часть работы связана с тарно-штучными грузами, которые перевозят в достаточно больших объемах. При этом нужно не только обеспечивать их транспортировку, но осуществлять временное хранение (например, для ожидания прибытия конкретного рейса).
Как показывает практика, для хранения тарно-штучных грузов железнодорожного терминала используют закрытые склады павильонного типа, которые состоят из участков разгрузки, погрузки, временного хранения, основной зоны хранения. Закрытым складом могут быть здания и сооружения, которые имеют кровлю и ограждения со всех сторон. Их использование для хранения материалов обусловлено тем, что их качество может ухудшиться под влиянием атмосферных воздействий. Павильон представляет собой небольшую легкую постройку, которая, как правило, не имеет внутренних перегородок.
Склады тарно-штучных грузов имеют в своем составе погрузочно-разгрузочные участки, которые могут быть открытыми (транспортные средства подходят к складу снаружи) и закрытыми (все работы по погрузке и разгрузке выполняются внутри склада). Для погрузки и разгрузки грузовых вагонов рекомендуется устраивать открытые участки, когда железнодорожный путь подходит к складу снаружи). Для погрузки и разгрузки автомобильного транспорта лучше всего организовать открывающиеся дверные проемы в стене склада, с козырьком, герметичным уплотнением по периметру проема, переходным мостиком, гибким дверным полотном с электроприводом и тепловой завесой.
Для того чтобы определить склад какой площади требуется для хранения тарно-штучных грузов, в большинстве случаев применяют метод элементарных площадок. Это связано с тем, что размеры тарно-штучных грузов известны заранее. Тогда площадь склада можно рассчитать более точно, выделив элементарную (единичную) площадку, которая затем многократно повторяется на складе.
Склад для тарно-штучных грузов железнодорожного терминала состоит из двух частей. Первая часть склада предназначена для обработки тарно-штучных грузов по прибытию, вторая часть склада - по отправлению.
На складе для тарно-штучных грузов можно встретить такие объекты, как 2 железнодорожных пути и 2 пути автомобильного транспорта (по прибытию и отправлению), штабели для хранения пакетов (высотой до 4 мест), погрузчики. Чтобы определить габариты склада для тарно-штучных грузов используют ту же формулу, что и для контейнеров (метод элементарных площадок). Поэтому организация хранения данного вида грузов во многом похожа с организацией хранения контейнеров.
Для организации хранения тарно-штучных грузов железнодорожного терминала может быть использован один из следующих способов складирования (они расположены в порядке возрастания прогрессивности их использования):
- Штабельный способ складирования - тарно-штучные грузы хранятся в таре, на поддонах, малогабаритных контейнерах, которые уложены по определенной схеме в несколько ярусов.
- Стеллажный способ складирования - тарно-штучные грузы хранятся на универсальных, полочных, каркасных, ящичных или ячеистых стеллажах, которые устанавливаются рядами, с проходами после каждого из них.
- Конвейерный способ складирования - предполагает использование оборудования непрерывного действия для перемещения тарно-штучных грузов на складе.
Выбор конкретного способа складирования определяется спецификой работы конкретного железнодорожного терминала. На принятие решения по данному вопросу оказывают влияние такие факторы, как объем затрат, заполняемость складского пространства, возможность автоматизации процессов хранения и перемещения грузов, удобство работы с грузами, возможность повреждения грузов и т. д.