Грузовая перевозка - это транспортно-логистическая услуга, которая заключается в организации перемещения груза из одного места в другое при помощи транспортных средств.
Общие требования к международной грузовой перевозке воздушным транспортом
Организация грузовых перевозок в международном воздушном сообщении осуществляется авиакомпаниями, которые действуют на международных авиалиниях. Данный вид деятельности международными договорами и конвенциями, участниками которых является государство. Само государство принимает законодательные акты, главным из которых является Воздушный кодекс. Непосредственно между авиакомпаниями заключаются соглашения и принимаются общие правила воздушных грузовых перевозок. Внутри авиакомпаний утверждаются специальные руководства и инструкции по их применению.
Для того чтобы груз был принят к перевозке в международном воздушном сообщении, необходимо его соответствие ряду общих требований:
- ввоз, вывоз или транзит груза должны быть разрешены законами государства, на/через территорию которой осуществляется перевозка;
- груз должен иметь такие габариты, которые позволяют в свободной форме осуществить его погрузку и выгрузку, размещение в багажно-грузовых отсеках воздушного судна и его крепление;
- масса и габариты груза, который перевозится на рейсовых пассажирских воздушных судах, не должны превышать пределов размеров дверей и люков самолетов;
- грузовая перевозка совершается в случае приложения всей необходимой документации;
- груз по своим свойствам не должен создавать опасности для воздушного судна, для людей и имущества, которые находятся на этом судне, а также - неудобств для пассажиров.
Если груз, который предлагается для перевозки воздушным транспортом, превышает установленные пределы по массе и габаритам, то он может быть принят к перевозке только в случае получения согласия от перевозчика.
Условия воздушной перевозки особых грузов
Некоторые грузы во время приемки, хранения, транспортировки, погрузки и разгрузки требуют к себе особого внимания. Это, как правило, связано с характером груза или с его стоимостью. Такой груз принято называть особым.
Принятие особого груза к перевозке воздушным транспортом осуществляется при соблюдении следующих условий:
- большинству особых грузов для того, чтобы гарантировать правильное обращение и загрузку, необходима соответствующая бирка или наклейка;
- чтобы перевезти по воздуху опасный груз, от грузоотправителя требуется декларация на провоз опасного груза;
- в отношении некоторых видов особых грузов нужны заблаговременное бронирование или согласование (это правило, например, действует в отношении скоропортящимися и ценными грузами, живых животных и человеческих останков).
Экипаж должен быть проинформирован о том, что на борту его воздушного судна находится особый груз. Это делается посредством заполнения бланка уведомления командира воздушного судна о наличии опасного груза. Данная процедура является обязательной в случае перевозки опасных грузов.
В сводной загрузочной ведомости нужно сделать отметку о наличии на борту воздушного судна особых грузов. Кроме того, должна делаться отметка в сообщении о загрузке воздушного судна с помощью соответствующего кода и другой необходимой информации в графе "Примечания" или "Специальная информация".
Правила грузовых перевозок в международном воздушном сообщении
Каждое место перевозимого груза должно иметь информацию об отправителе и транспортную маркировку, а в необходимых случаях - специальную маркировку. Маркировка выполняется в соответствии с правилами и инструкциями перевозчика и должна содержать следующие сведения:
- пункты назначения и отправления;
- точные адреса грузоотправителя и грузополучателя;
- массу брутто каждого места;
- другую дополнительную или необходимую информацию.
Во время грузовой перевозки могут использоваться специальные ярлыки. Они наклеиваются на каждое грузовое место рядом с наименованием и адресом грузополучателя, там, где позволяет место.
Упаковка груза должна учитывать все имеющиеся у него особые свойства, чтобы в случае обычного обращения с грузом, при его перевозке обеспечивалась бы его сохранность и исключалась возможность причинения какого-либо вреда или ущерба другим лицам.
Если отправитель сдает к перевозке груз с объявленной ценностью, то он должен опломбировать его тару или упаковку. В большинстве случаев используют стандартные пломбы, которые должны иметь ясные оттиски в виде букв и цифр. О произведенном опломбировании груза делается отметка в авиагрузовой накладной, где также указывается наименование пломб отправителя.
Перед тем, как принять тяжелый и негабаритный груз, в обязанности представителя перевозчика входит проверка выполнения всех формальностей, которые необходимы для данного маршрута. Благодаря этому может появится уверенность в соблюдении всех ограничений, в наличии требуемого наземного погрузочно-разгрузочного оборудования и рабочей силы, в выполнении погрузочно-разгрузочных работ по графику во время стоянки воздушного судна на земле.
В аэропорты, которые включены в утвержденный план погрузки-разгрузки, заблаговременно отправляется запрос, целью которого является получение от их уполномоченного персонала согласия на принятия груза. В этом запросе должна быть отображена минимальная информация, которая в то же время позволяет получить объективное представление о требованиях к погрузочно-разгрузочным работам. Речь идет про вес и размер (длину, ширину, высоту) каждой единицы, описание ее формы и другую полезную информацию.
Таким образом, организация грузовых перевозок в международном воздушном сообщении обычно предполагает выполнение участниками этого процесса большого числа работ подготовительного характера.