Диспетчеризация — это процесс автоматизированного осуществления централизованного и оперативного контроля за выполнением хозяйствующими субъектами технологических операций.
Общие сведения о диспетчеризации
Научно-технический прогресс сделал возможным быструю обработку большого объема информации и ее удаленную или локальную передачу. Создание и использование подобных технических средств способствовало реализации у различных предприятий диспетчеризации.
Диспетчеризация представляет собой процесс автоматизированного осуществления на централизованной и оперативной основе управления и контроля за выполнением технологических операций. Диспетчеризация на промышленных предприятиях призвана решать задачи, связанные с контролем за качеством готовой продукции и работой по ее изготовлению, а также за работой других участков производственного процесса. Она обеспечивает поддержку слаженной и взаимосвязанной работе отдельных участков.
В настоящее время в основе диспетчеризации лежат современные средства обработки и передачи информации. Исходя из их наличия и содержания автоматизированный сбор данных и управление может осуществляться как локально, так и удаленно.
Локальная диспетчеризация представляет собой замкнутую систему, которая, находясь в пределах одного здания, пересылает технологические данные от одной или нескольких инженерных систем (оборудования) на компьютер оператора (пульт управления). Удалённая диспетчеризация является объединением нескольких локальных систем и, используя различные каналы, передаёт параметры с территориально удалённых объектов на центральную станцию диспетчеризации.
Таким образом, диспетчеризация базируется, прежде всего, на локальных системах, которые, в свою очередь, могут объединяться в более крупные, удаленные системы.
Состав локальной системы диспетчеризации независимо от ее функционального предназначения в большинстве случаев представлен следующими подсистемами:
- системы, которые контролируют процессы на удалённых объектах;
- система просмотра протоколов работы;
- система считывания данных устройств;
- система, которая обеспечивает работу с параметрами устройств;
- информационные системы (базы данных предприятий, оборудование);
- системы, которые обеспечивают возможность обслуживания удалённых объектов и др.
Основы диспетчеризации работы склада
Складская деятельность является той сферой в современном хозяйствовании, которая достаточно интенсивно использует методы и инструменты диспетчеризации. Напомним, что складское хозяйство представляет собой совокупность сооружений, оборудования, персонала, которые обеспечивают прием товарно-материальных ценностей и их размещение в специально отведенных местах на временное хранение, а затем их передачу.
Предпосылкой для диспетчеризации работы склада является организация его ритмичной загрузки. С этой целью необходимо определить порядок поступления и выполнения заказов от потребителей. Этот порядок выступает в качестве основе для последующей разработки таких документов, как:
- технологические карты;
- описания последовательности операций;
- инструкции по выполнению операций;
- нормативы для операций и т.п.
Далее требуется провести подготовку и повышение квалификации кадров, которые непосредственно задействованы в исполнении соответствующих операций.
Для того чтобы организовать диспетчеризацию работ склада, нужно выполнить ряд процессов и операций. Сначала определяют основные принципы подготовки и согласования планов и графиков работ, которые предусматривают распределение рабочей силы и техники по объектам и срокам. Только затем происходит само составление плановых документов.
Для диспетчеризации работ склада важно поставить задачи, требующие первоочередного выполнения. Это задаст соответствующий вектор для анализа качества планирования.
Персонал склада занимается разработкой планов размещения товарно-материальных ценностей в зонах комплектации, упаковки и отгрузки. В этих планах предусматривают доступность погрузочных механизмов, а также удобство раскладки и отбора.
Еще одно направление работ по организации диспетчеризации на складе связано с определением кратчайших маршрутов перемещения грузов, с компьютерной разработкой маршрутных карт и описаний последовательности операций и т. п.
Пример организации диспетчеризации работы склада
Диспетчеризация работы склада предусматривает работу соответствующих специалистов - диспетчеров. Они призваны анализировать данные заказов, просматривать загруженность складов (по весу, по объему, по местам) и на этой основе принимать решения по приему, перемещению и отпуску товаров.
Диспетчеры работают с определенной компьютерной системой. Причем они могут как добавлять, так и отменять транспорт, назначенный для отгрузки, товарные позиции, определить очередность отпуска товарных позиций.
Компьютерная система диспетчера склада обычно состоит из следующих модулей:
- грузы и транспорт - редактирует и согласует свойства транспорта и товара, предназначенного для отгрузки.
- график поставок - создает список планируемых поставок с указанием поставщика, вида транспорта дат начала и окончания;
- формирование партии - основной раздел модуля, оптимизирующий работу по отпуску товара на основании данных о поставках;
- отпуск партии - формирует внутренние и товарные накладные;
- укладка грузов в транспортное средство - автоматизирует процедуры расчетов и формирования документации.
Таким образом, функционирование большинства современных складов предполагает работу диспетчеров, что существенно оптимизирует деятельность предприятий по обеспечению продвижения товарно-материальных ценностей.