Распределение - это фаза воспроизводственного процесса, в ходе которого происходит разделение созданного материального блага между субъектами экономических отношений.
Сущность управления логистическими процессами в распределении
Большая часть успеха мер по оптимизации обеспечивается за счет получения полного представления о сущности объекта оптимизации. Поэтому рассмотрим основные логистические процессы в распределении, которые заключаются в следующем:
- Управление распределением материальных потоков при снабжении конечных потребителей;
- Логистическое управление заказами в виде их подготовки и поставки;
- Логистическое обслуживание клиентов, т.е. предоставление им логистических услуг.
Указанные логистические процессы выполняются с таким уровнем эффективности, который во многом определяется результативностью деятельности компании. Кроме того, значимым фактором является согласованность деятельности всех структурных подразделений предприятия, в особенности, отделов закупки, маркетинга, продаж.
Управление логистическими процессами в распределении реализуется предприятием в процессе выбора собственной сбытовой системы. Отсюда необходимо увязать логистические задачи с задачами отделов маркетинга и продаж.
Руководство предприятия и его логистическая служба проверяют соответствие существующей сети распределения поставленным целям и задачам предприятия, оценивают ее эффективность и уровень обслуживания клиентов. Отталкиваясь от этого разрабатывают и реализуют стратегии, в соответствии с которыми проводится реорганизация в системе распределения.
Процессы создания и реорганизации системы (сети) распределения, которые составляют суть управления логистическими процессами в распределении, в основном осуществляются в следующей последовательности:
- Составление прогноза продаж и развития рынков сбыта;
- Проведение анализа действующей системы распределения, оценка результатов ее деятельности;
- Выбор сбытовой системы по рынкам сбыта с учетом имеющихся ограничений, которая может быть независимой (продажа товаров независимым оптовикам), зависимой (продвижение товаров через дилерскую сеть), собственной (самостоятельное продвижение товаров по сети распределения);
- Сегментирование рынков сбыта по регионам обслуживания в случае выбора в пользу собственной сбытовой системы; определение регионов товароснабжения;
- Определение уровня товарных запасов у клиентов, частоты поставки, локализации сети распределения;
- Построение организационной структуры системы распределения, выделение и проработка логистических цепей поставок, выбор их участников;
- Проведение анализа действующих логистических цепей поставок и оценка результатов их деятельности;
- Осуществление контроля и мониторинга.
Помимо этого, в поле зрения управления логистическими процессами в распределении входит создание логистической инфраструктуры, что зависит от способа обслуживания цепочек поставок: самостоятельно или с привлечением посредников. Также необходимо сформировать оптимальную складскую сеть распределения. Это означает определение числа складов в регионах обслуживание, выбор мест их расположения, обеспечение взаимосвязи между складами из разных регионов с разными функциональными назначениями.
Решения требует вопрос о выборе стратегии складирования запасов. Предприятие может решиться использовать собственные склады, приобрести складские услуги логистического посредника, арендовать складские мощности.
С целью обеспечения единой технической политики предприятия должны остановить свой выбор на конкретной технологии товародвижения (доставки). Это означает разработку оптимальных маршрутов доставки и определение конкретного транспортного средства доставки.
К управленческим функциям относится обеспечение в сети распределения единого информационного пространства. Для всех логистических цепей должна быть создана единая информационная система. Благодаря этому будет налажен документооборот между участниками цепи.
Оптимизационные меры в системе распределения предприятия
Оптимизация управления логистическими процессами в распределении направлена в конечном итоге на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия, которая в большинстве случаев находит выражение в сокращении удельных издержек. Управление логистическими процессами нуждается в периодической оптимизации, поскольку условия деятельности предприятия и внешняя среда склонны к изменениям.
Общими рекомендациями по принятию оптимизационных мер в области управления логистическими процессами в распределении считается проведение интеграции следующих элементов:
- Процесс планирования логистических операций и процесс планирования деятельности всего предприятия;
- Логистические операции и другие операции, которые выполняются предприятием;
- Специализированные информационные технологии, которые предназначены для использования в области логистики, и остальные информационные технологии всего предприятия;
- Информационные технологии предприятий-партнеров.
В качестве средств оптимизации управления логистическими процессами в распределении предприятия используют логистический аудит, моделирование процессов, реинжиниринг бизнес-процессов, обучение персонала, бережливые технологии, стандартизацию процессов. Кроме этого, широкое распространение получило применение таких технологий, как диспетчеризация, составление технологических карт и сетевых графиков, оперативное планирование. Научно-технический прогресс способствовал активной эксплуатации предприятиями технических средств, которые тоже могут оптимизировать логистические и управленческие процесс (компьютерные системы, системы радиосвязи, внутрискладское телевидение и другие средства оргтехники).