Перевозки - это логистическая функция предприятия, которая заключается в обеспечении фактического перемещения материальных объектов (грузов, пассажиров, багажа) из одного места в другое, территориально удаленное место, преимущественно при помощи транспортного средства.
Необходимость оптимизации ресурсов при перевозках
Чем обширнее у предприятия рынок сбыта, тем больше у него потребности в ресурсах для организации перевозок грузов, а следовательно, тем выше вероятность (риск) их экономически неэффективного использования, что помешает достижению конечной цели предприятия - максимизации прибыли.
Как показывает практика, многие предприятия страдают от слишком завышенных транспортных расходов, которые занимают значительную долю в структуре их общих затрат. При этом все чаще конкурентную борьбу на рынке выигрывают те фирмы, которым удается оптимизировать использование своих ресурсов при совершении грузовых перевозок. Поэтому оптимизация ресурсов при перевозках является актуальной задачей современного бизнеса, решение которой приведет к повышению конкурентоспособности предприятия.
Способы оптимизации ресурсов при перевозках
Оптимизация ресурсов при грузовых перевозках может быть достигнута в случае грамотного управления менеджментом предприятия всеми этапами транспортно-логистического процесса. В связи с этим можно выделить следующие основные способы оптимизации ресурсов:
- Рациональный выбор вида транспорта;
- Планирование различных аспектов грузовой перевозки;
- Контроль выполнения транспортных заданий;
- Контроль топливных расходов.
Расход ресурсов во время грузовой перевозки во многом зависит от того, какой вид транспорта выбран для транспортировки груза. Напомним, возможно использование автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
Автомобильный транспорт стоит выбрать, если предприятия собирается осуществить перевозку относительно небольших объемов грузов на относительно небольшие расстояния. При необходимости транспортировки на дальнее расстояние крупной партии грузов по экономичным тарифам, то предприятию наиболее удобным окажется железнодорожный транспорт. Водный транспорт, который может быть и внутренним речным, и морским, является оптимальным видом транспорта для перевозки очень больших объемов грузов в отсутствии жесткого ограничения по срокам. Грузовые перевозки авиационным (воздушным транспортом является самым дорогостоящим способом транспортировки. Однако он незаменим, если груз нужно доставить максимально быстро.
Каждый вид транспорта обладает набором преимуществ и недостатков, которые усиливаются или ослабевают в зависимости от характеристик груза и региона транспортировки. Поэтому зачастую самым выгодным по срокам и стоимости вариантом оказывается мультимодальная перевозка. Она предусматривает участие в одной цепи поставок сразу нескольких видов транспорта.
Оптимизация ресурсов или, что то же самое, сокращение транспортных расходов, требует минимизации количества простоев и порожних пробегов транспортных средств, а также ускорения процессов стыковки и перевалки грузов. Этого можно добиться за счет заблаговременного и тщательного планирования различных деталей грузовой перевозки. В результате будут построены оптимальные маршруты с учетом временных окон клиентов и подрядчиков, а также выполнено как можно больше заказов силами как можно меньшего количества транспортных единиц.
Для оптимизации ресурсов при перевозках грузов нужно осуществлять оперативный контроль за выполнением транспортных заданий. Благодаря этому предприятием будут предотвращены излишние потери, которые связаны со срывами сроков поставок, простоями, отклонениями от графика работы транспорта по причине наступления незапланированных и форс-мажорных обстоятельств.
Для этого необходимо нанять диспетчера и оснастить его инструментами онлайн-мониторинга местонахождения транспорта, маршрутов движения, времени прохождения контрольных точек и т.п. Следовательно, на любые возникающие отклонения будет дана быстрая реакция в виде принятия мер по исправлению ситуации.
Эксперты в области транспортной логистики говорят о том, что расходы предприятия на приобретение горюче-смазочных материалов могут необоснованно «забирать на себя» до 50% себестоимости перевозок. Например, в случае автомобильной перевозки грузов транспортное средство может использоваться не по назначению (в личных целях) или вообще - топливо может сливаться. Решение этой проблемы заключается в повышении уровня контроля, который уменьшает вероятность завышения затрат предприятия на топливо.
Программы для оптимизации ресурсов при перевозках
В настоящее время логистика, как и экономика в целом, становится более автоматизированной. Это в том числе приводит к тому, что для решения задачи оптимизации ресурсов предприятия при совершении грузовых перевозок разрабатывают специальные программные продукты.
В настоящее время в качестве примеров подобных программ можно привести следующие:
- «1С: Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS» (1С: ЦСМ) - занимается сбором и обработкой данных с телематического оборудования (GPS ГЛОНАСС трекеров, датчиков, маяков и т.п.), установленного на транспортных средствах и отслеживающего его работу;
- «1С: TMS Логистика. Управление перевозками» – используется для планирования перевозок, управления цепями поставок, формирования оптимальных маршрутов;
- TOB: Мобильный клиент – оперативно контролирует выездной персонал на тему выполнения ими заданий, а также передает им оперативную информацию (сообщения, отчеты, документы);
- ITOB ECO-DRIVE – контролирует безопасность автомобильных перевозок через оценку стиля вождения и обеспечение соблюдения водителем условий эксплуатации транспорта.