Логистическая система предприятия - это организованная совокупность взаимосвязанных элементов (субъектов, объектов, методов, инструментов и пр.), которые принимают участие в управлении движением материальных, информационных, финансовых и других сопутствующих потоков в соответствии с провозглашенными миссией и целями деятельности предприятия.
Сущность логистической системы предприятия
В современных рыночных условиях стабильное функционирование предприятия не может быть обеспечено без включения в его структуру логистической системы. Она представляет собой организованную совокупность нескольких элементов (субъектов, объектов, методов, инструментов и пр.), которые взаимосвязаны одним стремлением - обеспечить оказание управляющего воздействия на движение материальных и сопутствующих ему потоков (финансовых, кадровых, информационных, сервисных и др.).
Элементы, составляющие логистическую систему, решают задачи, которые объединены внутренними целями развития бизнеса. Решение задач логистической системы предприятия осуществляется в рамках взаимосвязанных и структурированных процессов:
- Процесс закупки сырья;
- Процесс производства продукции;
- Процесс распределения готовой продукции;
- Процесс послепродажного обслуживания готовой продукции;
- Процесс утилизации продукции;
- Процессы обслуживания (производственного, финансово-кредитного, кадрового, информационного, транспортно-экспедиционного);
- Процесс логистического сервиса.
Каждый процесс занимает в логистической системе предприятия определенное место, включает в свой состав определенные операции. Благодаря этому работа логистической системы осуществляется на полную мощность, что позволяет предприятию получать максимальную прибыль.
Сущность и условия оптимизации логистических систем
Оптимизация логистических систем предприятия представляет собой процедуру (совокупность операций), окончанием которой должно стать достижение положительных результатов логистической и связанной с ней деятельностью. Оптимизация логистических систем должна привести к повышению эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Этот итог будет иметь несколько практических следствий. Во-первых, уменьшатся издержки производства и расходы на обучение сотрудников. Во-вторых, сократится время решения типовых проблем хозяйствования. В-третьих, увеличится скорость производства продукции и повысится ее качество.
Потребность в оптимизации логистической системы предприятия вызвана тем, что оно функционирует в обществе, поэтому постоянно взаимодействует с внешней (рыночной) средой. Ей свойственна постоянная изменчивость. Поэтому предприятию (в том числе в сфере логистики) приходится все время подстраиваться под новые условия ведения бизнеса.
Кроме того, оптимизирована будет работа по обслуживанию клиентов. Это все в совокупности приведет к освобождению времени и ресурсов, которые можно направить на решение стратегических или других вопросов.
Прежде чем начать работу по оптимизации логистической системы, предприятию нужно выделить ключевые текущие логистические бизнес-процессы и зафиксировать их в виде моделей, которые можно анализировать, проектировать и др.
Очень важно оценивать все последствия оптимизации, чтобы сделать обоснованный выбор в пользу первоочередной оптимизации того или иного логистического процесса, в пользу того или иного конкретного варианта оптимизации. Также нужно иметь в виду, что из-за оптимизации, как правило, усиливается эксплуатация исполнителей. Это означает выражение сотрудниками сопротивления принятия оптимизационных мер.
Содержание оптимизации логистических систем
Чтобы оптимизировать не только функционирование логистической системы предприятия, но и процесс управления ею, нужно обеспечить несколько видов взаимодействия:
- Взаимодействие проектирования логистической системы с заданием и проектированием общей хозяйственной деятельности предприятия;
- Взаимодействие операций логистической системы с другими операциями, которые имеют место на предприятии;
- Взаимодействие информационных технологий с информационным обеспечением логистической системы предприятия.
Мероприятия по оптимизации логистической системы предприятия обычно осуществляются по определенным отработанным методикам. Они, в частности, предполагают, применение специальных способов и инструментов. К таковым можно отнести моделирование процессов, аудит, реинжиниринг, стандартизация, бережливые технологии, обучение и тренинги персонала, системы диспетчеризации, сетевые графики, технологические карты и др.
Достижение целей оптимизации возможно при регулярном проведении оценочных процедур. Оценки подвергаются такие объекты, как аккуратность выполнения логистических операций, допущенные в работе ошибки, продуктивность ежедневной работы, навыки персонала.
Автоматизация как способ оптимизации
На каждый этап логистического процесса оказывает влияние человеческий фактор. Как показывает опыт, без алгоритмов действия и четких правил, соблюдение которых бы контролировалось системой, персонал подвергается своей склонности поступать более легкими, удобными путями. Следовательно, один из ключей к успешно оптимизации логистической системы предприятия кроется в проведении автоматизации.
Автоматизированная система управления, основанная на использовании компьютерных технологий, существенно снижает риски, которые связаны с ошибками людей. Системе самой известно местонахождение грузов, поэтому требования к квалификации исполнителей снижаются.
Автоматическое управление и контроль в значительной степени позволяют оптимизировать работу предприятия. Программа может учесть значительно большее количество факторов, и, сопоставив отдельные характеристики, выбрать оптимальное решение.