Информационные потоки - это циркулирующая внутри одного хозяйствующего субъекта и между самостоятельными предприятиями информация, которая позволяет управлять материальными потоками.
Содержание логистических бизнес-процессов
Новые вызовы в современной экономике вынуждает многие предприятия принимать серьезные решения по повышению эффективности их функционирования. Эти решения должны приниматься во всех сферах хозяйствования, в том числе речь идет и про сферу логистики.
Логистика представляет собой направление в экономической теории и практике, предмет которой заключается в управлении потоковыми процессами на предприятии, и в первую очередь, в управлении основным - материальным потоком. Кроме того, ему сопутствуют финансовый и информационный потоки.
Осуществление потоковых процессов и управление ими проявляется в виде логистических бизнес-процессов. Данным понятием обозначают отдельные функциональные действия, которые выполняются с целью сбыта продукции на рынке и получения таким образом прибыли.
Основными логистическими бизнес-процессами являются функциональные действия структурных подразделений и уполномоченных сотрудников предприятия. В их рамках выполняются отдельные операции. Структуру и содержание логистической бизнес-деятельности можно представить следующим образом:
- Планирование движения товарно-материальных ценностей (согласование даты получения и отправки партий товара, составление плана систем доставки партий продукции).
- Доставка готовой продукции от производителя или материальных ресурсов от поставщика (анализ данных по имеющемуся транспорту, определение наилучшего маршрута доставки, расчет основных показателей транспортных расходов, разработка карты маршрутов следования транспорта, прием, а также хранение груза на складе).
- Ведение складского учета полученного груза (перевод товара из статуса резерва в экспедицию, проставка отметки в накладных, учет возвращаемых товаров).
- Доставка готовой продукции товара в магазины (отгрузка товара со склада, сообщение получателю информации о времени прибытия транспорта с грузом, фиксация заявок, поступающих от магазинов).
- Контролирование движения товарных потоков (постоянный мониторинг маршрута движения продукции, контроль над процессами оприходования, отправки и возврата товара).
Правильная организация логистических бизнес-процессов является важным условием выполнения предприятием всех взятых на себя договорных обязательств (прежде всего, по соблюдению установленных сроков) и достижения им приоритетных целей - извлечении прибыли, минимизации себестоимости и издержек, повышения экономической эффективности и т. п.
Основы оптимизации логистических бизнес-процессов
Оптимизация логистических бизнес-процессов на предприятии может базироваться на основе проведения их комплексного анализа. В этом случае анализ продемонстрирует, оптимальны ли выстроенные связи и взаимодействия на предприятии, и какие мероприятия необходимы внедрить для повышения эффективности деятельности. Для предприятия будет полезным построение действующей схемы логистических бизнес-процессов. Благодаря этому будут получены возможности для формализации деятельности. Кроме того, предприятие будет подготовлено для работы на случай появления каких-либо изменений в бизнесе.
Выделяют следующие этапы оптимизации логистических бизнес-процессов:
- Определение неэффективных логистических бизнес-процессов.
- Составление карты логистического бизнес-процесса.
- Анализ логистического бизнес-процесса.
- Поиск оптимальных решений.
- Оптимизация логистического бизнес-процесса через его реструктуризацию, автоматизацию или использования специальных технологий.
Оптимизация логистических бизнес-процессов должна приводить к выявлению возможностей сокращения затрат предприятия, снижения продолжительности цикла при одновременном повышении качества обслуживания или качества продукции. Существует несколько различных способов оптимизации логистических бизнес-процессов. В основе одного из них лежит управление информационными потоками.
Информационный аспект оптимизации логистических бизнес-процессов
Информационные потоки представляют собой ту информацию, которая возникает и передается непосредственно в ходе ведения хозяйственной деятельности предприятия. Информационные потоки являются сопутствующими по отношению к товарному или сервисному потоку на предприятии.
Оптимизация логистических бизнес-процессов на предприятии на основе управления информационными потоками означает, прежде всего, повышение эффективности логистической деятельности предприятия за счет улучшения таких параметров работы с информацией, как полнота, достоверность, своевременность получения, наглядность и доступность, безопасность хранения и т. п. В настоящее время данные задачи решаются преимущественно через внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий.
Одним из главных направлений оптимизации является замена бумажных документов (на закупку, перевозку, заказ и др.) электронными. Ради этой цели выстраивают банки данных из нормативно-справочной и оперативной информации в вычислительных системах станции. Еще разрабатываются и унифицируются системы кодирования грузов, их отправителей и получателей, транспортных средств, транспортных станций.
Эти мероприятия, в первую очередь, направлены на оптимизацию процессов транспортировки и складирования грузов. Благодаря этому будут полностью автоматизированы процессы приема, розыска и учета грузов, их размещения и хранения на складах, а также процессы слежения за их движением на всех этапах внешних и внутренних грузовых перевозок.