Скоропортящиеся грузы - это грузы, для обеспечения сохранности которых во время перевозочного процесса необходимо соблюдать определенный температурный режим.
Сущность понятия и группы скоропортящихся грузов
В современном мире значительная часть легкой промышленности (в частности, сельскохозяйственной, пищевой) функционирует в непосредственной связи с, так называемыми, скоропортящимися грузами. Они представляют собой материальные объекты, чья сохранность во время перевозочного процесса должна быть обеспечена путем соблюдения определенного температурного режима и соответствующего уровня влажности воздуха.
Действующими законодательными и нормативно-правовыми актами предусмотрено деление скоропортящихся грузов на следующие группы:
- продукты растительного происхождения: овощи, фрукты, ягоды и др.;
- продукты животного происхождения: мясо животных и птиц, рыба, икра, молоко, яйца и др.;
- продукты переработки: молочные продукты, сыры, замороженные плоды, мясные продукты (в частности, колбасные изделия), различные жиры и т.п.;
- живые растения: цветы, саженцы и др.
Сущность междугородных перевозок грузов
В зависимости от пунктов отправления и назначения и расстояния между ними перевозки пассажиров и багажа, грузов могут осуществляются в сообщении разных видов. Так, если перевозки осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов, то речь идет о перевозках в междугородном сообщении.
Междугородное сообщение играет важную роль в обеспечении нормального функционирования местного (городского и сельского) хозяйства. Грузовыми перевозками этой разновидности сообщений осуществляется перемещение, прежде всего, продуктов питания, которые изготавливаются близкорасположенными заводами и предприятиями (например, хлебозаводом, молокозаводом, мясокомбинатом и т. п.) и распределяются в основном между розничными магазинами и бюджетными учреждениями (больницами, школами).
Как правило, для осуществления грузовых перевозок в междугороднем сообщении пользуются грузовым автомобильным транспортом. Это обусловлено относительно небольшими расстояниями, которые необходимо преодолеть, высокой скоростью и мобильностью автотранспорта, сравнительно небольшими объемами груза.
Правила организации междугородных перевозок скоропортящихся грузов
Организация междугородных перевозок скоропортящихся грузов должна отвечать нескольким базовым правилам осуществления данного вида грузовых перевозок. В частности, обязанностью транспортных предприятий является обеспечение при перевозке скоропортящихся грузов в кузове авторефрижераторов нормативно установленного (в законе, подзаконном акте или стандарте) соответствующего температурного режима.
Подаваемый подвижной состав должен отвечать всем установленным санитарным требованиям. В летний период подвижной состав транспортного предприятия должен быть оснащен соответствующими системами охлаждения, а соответственно, в зимний период - система подогрева. Эти системы предназначены, в первую очередь, для обеспечения установленного температурного режима.
Скоропортящиеся грузы должны предъявляться к междугородней перевозке в транспортабельном состоянии. От этих грузов требуется их соответствие по качеству и упаковке тем требованиям, которые установлены стандартами или техническими условиями. Тара скоропортящихся грузов должна быть исправной, прочной, сухой и чистой, не иметь постороннего запаха.
В случае необходимости перевозки мясных продуктов или сырых животных продуктов условием их приема к перевозке является наличие и предъявление ветеринарных свидетельств, которые в большинстве случаев выдаются государственными органами ветеринарно-санитарного надзора. Помимо этого, в специализированных документах достаточно подробно расписаны правила и условия погрузки, крепления и разгрузки скоропортящихся грузов. Соблюдение этих и других основных правил организации междугородных перевозок скоропортящихся грузов обеспечит решение большей части задачи по ее оптимизации и совершенствованию.
Способы оптимизации организации междугородных перевозок скоропортящихся грузов
В условиях активного развития информационно-телекоммуникационных технологий один из главных способов оптимизации и совершенствования организации междугородных перевозок скоропортящихся грузов заключается в развитии оперативного диспетчерского регулирования транспортно-технологического процесса. Оно предполагает осуществление постоянного контроля за ходом перевозочного процесса при помощи мобильных и прочих средств связи.
Водитель каждого транспортного средства должен быть оснащен средствами мобильной и радиосвязи с диспетчерской службой. Ее сотрудники, в свою очередь, должны работать за персональными компьютерами, иметь доступ к сети Интернет и возможность немедленного установления связи с водителями.
Диспетчерам необходимо получать данные от датчиков, установленных на транспортных средствах. Эти датчики должны сигнализировать о текущем местоположении транспорта и о состоянии перевозимого им груза.
Кроме того, диспетчерская служба должна работать со специальным программным обеспечением, в которое заранее нужно загрузить базу данных. Эта программа позволит составить оптимальные маршруты, сроки перевозок, подобрать оптимальный транспорт и подходящего водителя. Причем в качестве критериев оптимальности будут выступать сумма затрат, время на перевозку, уровень сохранности груза.
Таким образом, внедрение подобной информационной системы в работу транспортного предприятия может значительным образом оптимизировать организацию междугородних перевозок скоропортящихся грузов.