Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Определение основных технико-эксплуатационных показателей по маршрутам перевозки

Определение 1

Технико-эксплуатационные показатели - это первичные и расчетные показатели, которые дают характеристику потенциальному и фактическому использованию транспортного средства в процессе осуществления перевозки в определенных условиях.

Понятие технико-эксплуатационных показателей

В хозяйственной деятельности практически всех предприятий принимает участие транспорт. Он обеспечивает физическое взаимодействие различных участников экономической деятельности за счет непосредственного перемещения в пространстве материальных объектов.

Функционирование транспорта и совершение действий, которые связаны с этим процессом, образуют на предприятии транспортное хозяйство. Управление им осуществляют специально учрежденные структурные подразделения и уполномоченные ответственные специалисты предприятия. Среди прочих полномочий они занимаются определением технико-эксплуатационных показателей.

Технико-эксплуатационные показатели представляют собой первичные и расчетные показатели, которые характеризуют потенциальную и фактическую эксплуатацию транспортного средства в процессе осуществления грузовой и (или) пассажирской перевозки. При этом в обязательном порядке учитываются определенные условия перевозки.

Первичные технико-эксплуатационные показатели рассчитываются на основе данных, полученных в результате учета работы автомобилей на линии. К основным первичным технико-эксплуатационным показателям относятся объем перевозки пассажиров (определяется количеством пассажиров), объем перевозки грузов (определяется числом тонн груза), пробег подвижного состава (определяется числом километров), время работы на линии (определяется количеством часов).

Расчетные технико-эксплуатационные показатели определяются в результате совершения математических действий над первичными и другими расчетными технико-эксплуатационными показателями. К основным расчетным технико-эксплуатационным показателям относятся пассажирооборот, который еще называется транспортной работой (определяется количеством пассажиров в расчете на один километр), грузооборот (определяется числом тонн груза в расчете на один километр), производительность пассажирского транспортного средства (определяется количеством пассажиров в расчете на один километр в час), производительность грузового транспортного средства (определяется числом тонн груза на один километр в час).

«Определение основных технико-эксплуатационных показателей по маршрутам перевозки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характеристика основных технико-эксплуатационных показателей

Пробег подвижного состава - это расстояние, которое автомобиль проходит за определенное время. Выделяют несколько разновидностей пробега. Он определяется количеством выполненных перевозочных циклов (рейсов) и протяженностью маршрута, рассчитанную в километрах. Произведение этих двух показателей определяет фактическое значение производительного пробега.

Если автомобиль работает с пассажирами / с грузом, то пробег - производительный. Если автомобиль работает без пассажиров / без груза, то пробег - непроизводительный, который, в свою очередь, подразделяется на нулевой и холостой.

Нулевой пробег совершается при подаче подвижного состава с места стоянки на маршрут и затем при возвращении обратно. Холостой пробег совершается при переводе автомобиля на другой маршрут или при подаче автомобиля от места высадки пассажира / выгрузки груза до места новой посадки / загрузки.

Еще имеет место общий пробег, который рассчитывается в результате суммирования производительного, нулевого и холостого пробегов, совершенных за один день (за одну смену).

Оценка степени использования общего пробега подвижного состава может быть дана с помощью коэффициентов использования пробега и нулевых пробегов. Для их определения нужно значение соответствующего пробега поделить на значение общего пробега. Соответственно, о повышении эффективности эксплуатации транспорта будут свидетельствовать повышение коэффициента использования пробега и уменьшение коэффициента нулевых пробегов. Обратная динамика будет говорить о неэффективном использовании подвижного состава.

Все пассажиры и груз за рейс совершают поездки на определенное расстояние. Это расстояние может быть для всех одинаковым или различаться, что зависит от особенностей организации перевозки. В связи с этим специалисты транспортных предприятий пользуются синтетическим показателем - средним расстоянием поездки пассажиров. Оно представляет собой среднеарифметическое значение длин поездок всех пассажиров.

Характеристикой продолжительности работы транспорта является, так называемое, время в наряде. Оно равно тому количеству часов, которое отсчитывается с момента выезда подвижного состава из предприятия и до момента его возвращения обратно в парк. Причем из этого количества вычитаются часы, потраченные в рамках перерыва на обед.

Составляющими времени в наряде являются простои транспортного средства на промежуточных остановочных пунктах и кратковременный отдых на конечных остановочных пунктах. Факторами, определяющими время в наряде, являются продолжительность рабочего дня водителя, режим работы транспортного предприятия, число смен.

Важное значение имеет скорость движения транспортного средства по маршруту. Фактическая скорость определяется в результате воздействия многих факторов, поэтому на практике чаще всего рассчитывают среднюю скорость транспорта. Различают следующие ее разновидности:

  • техническая скорость - это средняя скорость движения по маршруту без учета простоев на промежуточных и конечных остановочных пунктах;
  • скорость сообщения - это средняя скорость доставки пассажиров / груза;
  • эксплуатационная скорость - это условная средняя скорость движения транспортного средства за время его работы на маршруте.
Дата написания статьи: 27.04.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot