Маршрут - это путь следования груза, который учитывает направление движения относительно конкретных географических объектов с указанием начала, конца и промежуточных точек между ними.
Организация транспортировки груза в Санкт-Петербург
Санкт-Петербург - это многонаселенный город России, который является крупным экономическим центром. На его территории расположено большое число предприятий, которые для обеспечения своей хозяйственной деятельности нуждаются в различных материальных ресурсах (сырье, полуфабрикатах, комплектующих или готовых изделиях).
Петербургские предприятия зачастую вынуждены приобретать эти ресурсы у хозяйствующих субъектов, которые расположены в других городах страны. Следствием этого является необходимость организации транспортировки грузов, которая включает в себя решение таких вопросов, как определение маршрута и способа транспортировки.
На организацию транспортировки, в первую очередь, оказывают существенное влияние характеристики груза, которое предлагается для перевозки. В частности, грузоотправителю и перевозчику необходимо иметь следующие сведения:
- транспортабельность груза;
- физические и химические свойства груза;
- реакции груза на изменение температуры и влажности воздуха;
- степень опасности груза;
- массовые и объемные характеристики груза.
Конкретный набор тех или иных характеристик способствует тому, что груз может быть признан опасным, ценным, скоропортящимся, сверхнормативным и т. д. В отношении каждой из указанных категорий грузов нужно предусматривать особенности организации транспортировки.
Определение маршрута транспортировки груза
Перед поставкой груза важно правильно подобрать маршрут. Маршрут представляет собой путь следования груза от точки отправки груза до пункта назначения с учетом промежуточных точек, которые находятся между ними.
В рассматриваемом нами случае известен пункт назначения - это склад, который находится на территории Санкт-Петербурга. Следовательно, маршрут будет во многом определяться местоположением поставщика. Он может находится как в пригороде (Ленинградской области), так и за сотни и даже тысячи километров.
Расположение склада в Санкт-Петербурге достаточно упрощает решение вопроса по транспортировке груза. Санкт-Петербург в настоящее время представляет собой крупный транспортный узел, который представлен всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, речным.
При разработке маршрута нужно учитывать категорию перевозимого груза, поскольку в некоторых случаях действующим законодательством предусмотрены серьезные ограничения. В частности, может быть предусмотрен запрет на передвижение транспорта в гористой местности и населенных пунктах. Еще имеют место ограничения на движения рядом с промышленными объектами, автозаправочными станциями, учебными заведениями и др.
В большинстве случаев главными критериями определения маршрута транспортировки груза являются сумма затрат (прежде всего, на покупку топлива), время в пути, безопасность и сохранность груза. В связи с этим маршрут стараются сделать наименее протяженным по расстоянию - это позволит использовать меньше топлива за меньшее количество времени. Однако иногда придется выбирать не прямые, а объездные пути (например, объезжая центральные части городов, где происходит интенсивное движение транспорта), увеличивая, тем самым, общую протяженность маршрута, но при этом предотвращая значительные временные потери и снижая риски возникновения чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время задача по определению оптимального маршрута транспортировки груза может быть решена путем многочисленных математических расчетов. В этих целях были созданы специальные программные продукты, которые устанавливают на компьютеры. Они способны принимать во внимание большое число факторов (погодные условия, интенсивность движения, проведение ремонтных работ и т. д.), на основе чего вырабатывается несколько вариантов маршрута и в конечном итоге выбирается наиболее оптимальный.
Определение способа транспортировки груза
Другой не менее важной задачей по организации транспортировки груза является определение ее способа. Ее решение имеет три самостоятельных, но взаимосвязанных направления:
- выбор вида транспорта;
- выбор определенного транспортного средства;
- выбор перевозчика, которые непосредственно будет осуществлять доставку груза.
Напомним, что выделяют четыре вида транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный. Транспортировка одним видом транспорта соответствует унимодальному способу, а двумя или более - интермодальному способу. Вид транспорта выбирается по таким критериям, как экономичность перевозок, их дальность, территориальная доступность, размещение сети путей сообщений, сезонность и ритмичность работы транспорта, его провозная способность, а также риски, которые возникают в процессе транспортировки грузов.
После осуществления выбора вида транспорта определяются с конкретными транспортными средствами. В данном случае руководствуются такими критериями, как техническая и эксплуатационная скорость движения транспортного средства, габариты грузовых емкостей и транспортных средств, мощности двигателя, универсальность транспортного средства.
Заключительным этапом определения способа транспортировки груза является выбор перевозчика. В большинстве случаев он осуществляется организаторами транспортировки на основе учета таких факторов, как величина транспортных тарифов, затраты на дополнительные услуги, технические возможности перевозок, надежности и скорости поставки грузов, частота отправления и безопасность (сохранность) грузов и др.