Грузы повышенной опасности - это предметы и вещества, которым присущи определенные свойства, способные нанести вред здоровью человека, состоянию окружающей среды, сохранности зданий, сооружений, техники и других материальных объектов.
Сущность понятия «груз повышенной опасности»
В силу сложившихся физико-химических свойств окружающего мира, с одной стороны, и структуры потребностей населения, с другой стороны, людям время от времени приходится взаимодействовать с материальными объектами повышенной опасности. Когда это взаимодействие выражается в транспортировке (перемещении), то данные объекты начинают рассматриваться в качестве грузов повышенной опасности. Подобный статус предъявляет определенные требования к организации их перевозки.
Грузы повышенной опасности представляют собой материальные объекты, которые из-за присущих им свойств могут оказать неблагоприятное воздействие на людей, на окружающую среду, на здания, на технические средства и прочие материальные объекты. В качестве грузов повышенной опасности рассматривают топливо, кислоты, растворители, аэрозоли, краски, клеи, огнетушители, медицинские препараты, литиевые батарейки, пестициды и т.д. Организация Объединенных Наций ведет список опасных веществ, который на данный момент включает в себя три с половиной тысячи наименований.
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов выделяет 13 классов опасных грузов: вещества взрывчатые, способные к самовозгоранию, выделяющие легковоспламеняющиеся газы, окисляющие, токсичные, инфекционные, коррозионные, самореактивные; газы; легковоспламеняющиеся жидкости; радиоактивные материалы; органические пероксиды; прочие опасные вещества и изделия.
Грузы повышенной опасности несут в себе угрозы, однако для их реализации нужно, чтобы совпало несколько факторов, результатом чего может стать пожар, токсическое поражение, экологическое загрязнение, инфекционное (радиоактивное) заражение, повреждение технических устройств и т.д. Для предотвращения подобного совпадения факторов необходимо принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности во время перевозки грузов повышенной опасности.
План по обеспечению безопасности при перевозке грузов повышенной опасности
Перед тем, как отправить грузы повышенной опасности в путь, перевозчик должен составить специальный документ - план обеспечения безопасности при перевозке грузов повышенной опасности. Обязанностями перевозчиков, грузоотправителей и других участников перевозки грузов повышенной опасности являются принятие, применение и соблюдение указанного плана.
Традиционно план обеспечения безопасности при перевозке грузов повышенной опасности должен включать в себя следующие элементы:
- Четкое распределение обязанностей по обеспечению безопасности между лицами, которые наделены соответствующими полномочиями в соответствии с имеющимися компетенцией и квалификацией;
- Список грузов повышенной опасности и их типов;
- Оценка текущих операций и обусловленных ими рисков, которые связаны с вопросами обеспечения безопасности;
- Перечисление и описание мер, которые должны быть приняты для уменьшения рисков, связанных с безопасностью;
- Планируемые к использованию методы информирования об опасностях, нарушениях безопасности, происшествиях и их устранении;
- Использованные методы оценки, опробования, периодической проверки, обновления планов по обеспечению безопасности;
- Перечисление и описание мер, которые должны быть приняты для обеспечения физической безопасности информации о перевозке, содержащейся в плане обеспечения безопасности.
В плановых документах рекомендуется четко изложить все те меры, которые будут приняты для обеспечения безопасности при перевозке грузов повышенной опасности. Среди таких мер можно выделить, например, обучение участников перевозки, формулирование и реализацию политики по обеспечению безопасности (в частности, от политики зависит способы и форма реагирования опасные ситуации, методы проверки сотрудников, которых собираются допустить к работе с опасными грузами и т.д.).
Также необходимо заранее определиться с оборудованием и техническими средствами, которые должны использоваться для уменьшения рисков безопасности. Обобщение и распространение эксплуатационной практики заключается в решении вопросов, которые связаны с использованием известных маршрутов, с предоставлением доступа к опасным грузам, с определением допустимого расстояния от уязвимых объектов инфраструктуры и т.д.
Меры по обеспечению безопасности при перевозке грузов повышенной опасности
Для того чтобы обеспечить безопасность при перевозке грузов повышенной опасности, перевозчики и другие ответственные лица должны принять специальные меры, соответствующие конкретному классу или группе опасных грузов. Правила по выбору и принятию этих мер прописаны во множестве международных и национальных документах, обязательных к исполнению участниками перевозок.
В большинстве случаев транспортировка грузов повышенной опасности сопровождается специальными знаками опасности, т.е. обозначениями, которые должны быть размещены на упаковке, контейнерах, цистернах и транспортных средствах, осуществляющих перевозку. Иногда для того, чтобы у взрывоопасного груза снизить чувствительность к теплу, толчкам, ударам, сотрясениям и трению и, тем самым, уменьшить вероятность взрыва, в него добавляют специальные вещества: бумагу, воск, полимеры, воду, спирт, масла. Взрывчатые вещества, которые обладают чрезмерной чувствительностью, к перевозке не допускаются.
Обеспечение безопасности перевозки самореактивных веществ заключается в снижении их чувствительности, что достигается за счет использования специальных разбавителей. Что касается полимеризующихся веществ, то в их отношении следят за соблюдением температурного режима.