Логистические услуги - это выполнение коммерческой организацией логистических операций в отношении заинтересованных лиц, которые готовы заплатить за это определенную сумму денежных средств.
Общее представление о логистических услугах
Современная рыночная экономика характеризуется большим числом хозяйствующих субъектов, которые готовы удовлетворить разнообразные потребности многих групп потребителей. В частности, в настоящее время существует и активно развивается рынок логистических услуг. Он представлен, так называемыми, логистическими провайдерами (TPL, или Зрl). Таким термином называются коммерческие организации, которые оказывают услуги преимущественно корпоративным клиентам в сфере логистики.
Логистические провайдеры выполняют отдельные операции или комплексные логистические функции, такие как складирование, транспортировка, физическое распределение грузов и товаров, управление заказами и пр. Кроме того, осуществляется интегрированное управление логистическими цепочками предприятия-клиента.
На сегодня перечень оказываемых провайдерами логистических услуг, систематизированных по уровню популярности, выглядит следующим образом:
- Возврат товаров и ремонт (22,8%);
- Управление запасами (21,0%);
- Маршрутизация перевозок и управление транспортным парком (19,3%);
- Информационные технологии (17,5%);
- Услуги консолидации (17,5%);
- Управление заказами (15,8%);
- Прием/обработка заказов (5,3%);
- Отношение с покупателями (3,5%).
Стоит отметить, что клиенты (заказчики) заинтересованы в комплексном получении логистических услуг, т. е. в объединении в одном заказе оказание предоставление услуг транспортировки, грузопереработки, соответствующего обслуживания, обеспечения запасными частями и т.п.
Основы рыночного ценообразования на услуги
Экономисты выявили такую закономерность: Чем в предоставляемой услуге меньше доля вещественного (материального) компонента, тем у клиентов возникает больше трудностей с сравнением услуг разных предприятий. Отсюда следует, что предприятия, которые оказывают клиентам мало овеществленные услуг, обладают большей свободой в установлении цен, чем предприятия, деятельность которых тесно связана с материальной продукцией.
Требования рыночной экономики вынуждают устанавливать цену такой, чтобы она, во-первых, покрывала издержки (т.е. способствовала самоокупаемости предприятий) и, во-вторых, обеспечивала получение участниками процессов обмена прибыли (т.е. способствовала самофинансированию предприятий). Общие логистические издержки, которые учитываются в цене товара, включают все необходимые расходы для обеспечения логистики (от закупки ресурсов до реализации готового продукта).
При установлении цен на услуги предприятия, как правило, принимают во внимание возможность покупателей оплатить их. В то же время должны учитываться затраты, которые ему пришлось понести.
Цена любой услуги обычно складывается из следующих слагаемых:
- Общее время выполнения услуги и та доля времени, которая не принесла дохода (например, ожидание заказа);
- Ставки тарифов на услуги при начислении заработной платы (т.е. оплаты за единицу времени или единицу работы);
- Накладные и прочие затраты.
Поскольку моменты создания и потребления услуги совпадают во времени, услуги не поддаются накоплению в запасах. Следовательно, спрос во времени может существенно колебаться без возможности регулирования величины предложения за счет запасов. Данная проблема, как правило, решается с помощью скидок с тарифов на услуги.
Большая часть скидок нацелена на создание дополнительных стимулов для клиентов совершить покупку. В частности, скидки могут предоставляться за большой и комплексный объем заказа, за его внесезонный характер, за ускорение оплаты, за приобретение новой продукции, а также за "преданность" или VIP-статус клиента.
Существует три способа выражения скидки на оказание услуг. Первый способ - это проценты снижении номинальной стоимости услуги. Второй способ - это число единиц (объем) продукции, которая может быть получена бесплатно или по сниженной цене. Третий способ - это сумма денежных средств, которая может быть возвращена клиенту или зачтена при совершении им новой покупки.
Особенности ценообразования на логистические услуги
Большая часть оказываемых логистическими компаниями услуг связана с транспортировкой материальных ценностей. Поэтому цены на логистические услуги устанавливаются в основном в зависимости от объема транспортных расходов. В данном случае на итоговую цену логистических услуг сильное влияние будут оказывать скорость перевозки и расстояние от пункта отправления до пункта назначения.
Стоит учитывать, что услуги железнодорожного транспорта оказываются в рамках режима естественной монополии. Следовательно, оплата этих услуг осуществляется на основе тарифов, которые регулируются уполномоченными органами государственной власти. Поэтому логистические провайдеры вынуждены в процессе ценообразования на услуги, которые предполагается задействование железнодорожного транспорта, учитывать требования Министерства транспорта и других органов власти.
Традиционно платежи и тарифы различных типов на транспортировку определяются на основе использования принципа «издержки + прибыль». Среди факторов, которые сказываются на итоговом значении тарифа на транспортировку товара, выделяют вложенные инвестиции, понесенные эксплуатационные затраты (включают в себя стоимость топлива, материальные затраты, затраты на оплату труда и пр.), совершенные амортизационные отчисления, объем транспортируемого товара, дополнительно оказанные услуги, внутренняя норма прибыли, налоги и иные обязательные платежи.