Сфера ЖКХ - это совокупность общественных отношений, которые складываются и развиваются по поводу обеспечения безопасного, удобного и комфортабельного использования людьми жилых зданий с целью проживания и нахождения в них.
Общие сведения о сфере жилищно-коммунального хозяйства
Логистический подход может быть использован в отношении многих объектов управления, и, в частности, в качестве такого объекта может выступать сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
ЖКХ обычно идентифицируют как одну из отраслей экономики. Ее целевая направленность - это создание и поддержание условий для безопасного, удобного и комфортабельного использования людьми жилых зданий, предназначенных и оборудованных для постоянного проживания и временного нахождения.
Функционирование сферы ЖКХ связано с оказанием населению комплекса жилищных и коммунальных услуг. Они входят в область бытовых отношений граждан и воспроизводятся в процессе взаимодействия управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и собственников (нанимателей) помещений в жилых домах.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства в большинстве случаев представлена следующими составными частями:
- энергоснабжение (электричеством, природным газом, тепловой энергией);
- водоснабжение (при помощи водопровода) и водоотведение (при помощи канализации);
- вывоз мусора (при помощи мусоропровода), утилизация и переработка твердых бытовых отходов;
- содержание и текущий ремонт зданий и коммуникаций, а также их капитальный ремонт и модернизация;
- лифтовое хозяйство;
- вентиляция и централизованное кондиционирование воздуха;
- слаботочные сети (радиотрансляционные, телевизионные, телефонные, компьютерные и др.);
- уборка дорог, благоустройство, текущая уборка и санитарно-эпидемиологическая обработка помещений
- системы защиты зданий от пожара, удара молний, противоправных действий и т.п.;
- системы учета потребления коммунальных ресурсов и жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, сфера жилищно-коммунального хозяйства является обширной областью жизнедеятельности человека, в которой также в значительных объемах происходит движение материальных, информационных, финансовых, сервисных потоков. В связи с этим обоснованным является применение принципов и методов логистики в целях управления сферой жилищно-коммунального хозяйства.
Логистические аспекты функционирования сферы ЖКХ
Применение принципов и методов логистики по отношению к управлению сферой жилищно-коммунального хозяйства оправдывается реальной возможностью достигнуть ряд позитивных последствий. Так, главные из них заключаются в сокращении времени перевозки необходимого груза и внедрения инновационных технологий, расходов на оказание жилищно-коммунальных услуг и на транспортировку.
Управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства должно осуществляться логистическими методами при условии обязательного учета того факта, что снабжение и распределение товарных ресурсов осуществляется автоматически непрерывным (т. е. не дискретным) потоком, с автоматической регулировкой транспортировки под высоким давлением в трубопроводах. В данном случае речь идет про такую продукцию жилищно-коммунального хозяйства, как вода, природный газ, тепловая энергия, электричество. Логистика еще позволяет наилучшим образом осуществить присоединение местных коммуникаций к общегородским на этапе их проектирования и (или) реконструкции.
Отсюда можно сделать вывод об исключении из сферы ЖКХ нескольких логистических функций - сбыта, складирования, распределения и послепродажного обслуживания материального потока. В то же время большую актуальность приобретает финансовый поток, который требует строгого учета, налогообложения, накопления капитала (в том числе, венчурного) и распределения.
Поэтому большое внимание в настоящее время уделяется внедрению и обслуживанию системы учета потребления коммунальных ресурсов и жилищно-коммунальных услуг. Они позволяет установить точные суммы финансовых средств, эквивалентные объемам потребленной продукции сферы ЖКХ, а потому - подлежащие оплате со стороны потребителей. Сейчас даже расширяется программа по установке интеллектуальных систем учета, которые призваны предотвратить злонамеренные и случайные передачи ошибочных данных.
Относительно управления информационными потоками в сфере жилищно-коммунального хозяйства активно внедряют современные информационно-телекоммуникационные технологии. Широкое применение получили автоматизированные (информационные) системы управления, которые осуществляют сбор, обработку, хранение, передачу необходимой информации. Посредством сети "Интернет" потребители жилищно-коммунальных услуг имеют возможность быть своевременно информированными о новостях и событиях из сферы ЖКХ, передать уполномоченным организациям информацию об объемах потребления и о совершенных платежах, уточнить личные данные, подать заявление и т. д.
Логистические методы могут быть использованы диспетчерскими службами управляющих компаний. Зачастую в жилых домах и на придомовых территориях возникают аварийные ситуации. Для их устранения на место отправляют дежурные бригады специалистов. Если у управляющей компании район обслуживания большой, то одновременно может быть сразу несколько аварийных ситуаций. Принципы логистики позволяют наиболее оптимальным образом организовать работу (в частности, перемещение) дежурных бригад.
Таким образом, логистика занимает видное место в сфере современного жилищно-коммунального хозяйства. Данное обстоятельство необходимо учитывать тем субъектам, которые занимаются принятием и исполнением соответствующих управленческих решений.