Задачи логистики снабжения
Цель логистики снабжения - удовлетворение потребностей производства в материальных ресурсах надлежащего качества в нужном объеме в требуемые сроки по конкурентным ценам.
Для достижения данной цели в рамках логистики снабжения решаются следующие задачи:
- развитие отношений с внутренними заказчиками материальных ресурсов;
- прогнозирование и планирование потребности в ресурсах;
- анализ, оценка и выбор поставщиков материальных ресурсов, развитие отношений с ними;
- анализ, оценка и выбор логистических посредников в сфере снабжения, развитие отношений с ними;
- определение оптимальных партий закупаемых товарно-материальных ценностей;
- определение оптимальных сроков осуществления заказов и поставки товарно-материальных ценностей;
- поддержание запасов материально-технических ресурсов на оптимальном уровне;
- определение точки возобновления заказа;
- обеспечение приемлемых цен;
- обеспечение рациональных условий поставки;
- управление качеством входящего материального потока;
- мониторинг текущих условий, в том числе возникновения дефицита, колебаний цен, появления новых продуктов на рынке и другие.
Функции логистики снабжения на предприятии
Перемещение материального потока в системе поставок предполагает выполнение различных функций. Под логистической функцией понимают обязанность, круг деятельности определенного звена логистической системы. Исходя из этого, выделяют следующие функции подсистемы снабжения предприятия.
- Идентификация или переоценка потребностей в материальных ресурсах, уточнение их ассортимента и качественных характеристик. Потребность может быть прежней, новой или модифицированной.
- Конкретизация и оценка требований внутренних потребителей, предъявляемых к параметрам поставляемых ресурсов и сервису, в том числе оценка полезности ресурсов, соотношение этой оценки с соответствующими издержками, количественная оценка потребности.
- Принятие решения относительно возможности самостоятельного производства отдельных видов ресурсов, то есть решение задачи «Make or buy» («делать или покупать»). Задача решается на основе сопоставления затрат на альтернативные решения.
- Анализ конъюнктуры рынка и исследование рынка поставщиков по интересующей продукции. Источниками информации о поставщиках могут быть специализированные инетернет-ресурсы, каталоги, рекламные материалы, специализированные выставки, личные контакты и др.
- Идентификация возможных поставщиков материальных ресурсов и их оценка. Оценка поставщиков может производится по критериям: цена, качество, надежность, удаленность поставщика, условия поставки и др.
- Выбор поставщиков материальных ресурсов, определение и согласование условий контрактов. Принятие решений о структуре и объемах ресурсов, условиях закупки, структуре поставщиков, форме хозяйственных связей
- Определение типа закупок. Оперативные решения о партиях и периодичности поставок
- Формирование заказов и доставка материальных ресурсов. Доставка может осуществляться за счет поставщика, покупателя или частично обеими сторонами. Правила, порядок, условия распределения ответственности за доставку между поставщиком и покупателем определяются в контракте. При международных поставках типовые условия распределения ответственности прописаны в международном словаре Инкотермс
- Приемка поступившего заказа, проверка качества и количества, перемещение материалов к местам хранения и использования.
- Оценка эффективности закупок, формирование отчета по закупкам
Функции логистики снабжения перечислены в порядке их выполнения отделом снабжения на предприятии.