Речной транспорт — это вид транспорта, который совершает грузовые и пассажирские перевозки по естественным и искусственным внутренним водным путям.
Сущность логистики на речном транспорте
Транспортная логистика представляет собой крупный раздел в науке и практике логистики. Она занимает решением вопросов, посвященных выбору транспортного средства, разработке маршрута, осуществлению транспортных процедур, оформлению сопроводительных документов и т.д.
Транспортная логистика предусматривает возможность использования предприятиями, занятыми грузовыми перевозками, различных видов транспорта. Одним из таких видов транспорта является речной транспорт. Это разновидность водного транспорта, который считается внутренним, поскольку перевозки грузов и пассажиров осуществляются по внутренним водным путям - рекам, озерам, прудам, каналам, водохранилищам и т.п.
Следовательно, можно отдельно говорить о логистике на речном транспорте, о логистических аспектах эксплуатации речного транспорта. Речной транспорт играет важную роль в обеспечении труднодоступных районов, поскольку иногда только по воде можно совершить доставку грузов и пассажиров. Таким образом, логистика на речном транспорте представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с транспортировкой грузов, пассажиров, багажа при помощи речного транспорта по внутренним водным путям.
Логистические преимущества и недостатки речного транспорта
Необходимо отметить, что с точки зрения логистики речной транспорт обладает рядом преимуществ, которые могут сыграть свою роль при выборе предприятиями оптимального способа транспортировки. Главные преимущества заключаются в следующем:
- Использование речного транспорта характеризуется низкой себестоимостью, тарифы на пользование услуг речного транспорта находятся на сравнительно невысоком уровне;
- Глубоководные внутренние пути зачастую отличаются высокой пропускной и провозной способностью;
- Речной транспорт отличается наибольшим эффектом масштаба;
- Существует и активно используется возможность грузовых и пассажирских перевозок по схеме "река – море";
- Речной транспорт, как правило, позволяет транспортировать неделимые крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
- В сравнении с другими видами транспорта речной транспорт отличается повышенным уровнем экологичности.
Однако хозяйствующим субъектам необходимо иметь в виду, что речной транспорт (впрочем, как и любой другой вид транспорта) кроме преимуществ имеет несколько недостатков, которые заставляют проводить углубленный предварительный сравнительный анализ. В частности, основным ограничением на использование речного транспорта в хозяйственных целях является сезонность перевозок - в зимнее время реки покрываются льдом, поэтому часть водных путей на время полностью блокируется, а другая часть снижает свою пропускную способность.
Речному транспорту в целом присуща зависимость от природно-климатических факторов. Кроме низкой температуры, например, серьезное влияние на него могут оказать шквалистый ветер, туман, дождь, жара и т.п.
Речному транспорту в целом свойственна низкая скорость сообщения (зачастую - самая низкая среди всех видов транспорта). Кроме того, система внутренних водных путей обычно имеет ограниченное развитие. Отсюда логичным является следствие, что доля грузовых и пассажирских перевозок при помощи речного транспорта в настоящее время достаточно невелика и перспектив для ее существенного увеличения в ближайшем будущем не наблюдается.
Логистические особенности эксплуатации речного транспорта
Скорость грузовых речных судов обычно составляет около 10-20 км/ч. Поэтому по внутренним водным путям, как правило, перевозят грузы, которые не требуют быстрой доставки. Такими грузами являются стройматериалы (например, песок), зерно, уголь, кокс и т.п. Еще по рекам часто перевозят нефть и нефтепродукты. Также существуют специальные суда, которые перевозят грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы.
Для грузовых перевозок используют либо самоходные суда, либо толкаемые буксиром баржи. Баржи используются в основном для насыпных грузов.
Самые крупные грузовые речные суда могут иметь длину более ста метров и брать на борт около пяти тысяч тонн грузов. Но в Западной Европе в настоящее время большое распространение получили сравнительно небольшие грузовые суда, которые называются пениши. Их максимальная длина - сорок метров, а максимальная грузоподъемность - 300—400 тонн.
Традиционные речные суда последних лет выпуска отличаются низкой скоростью, поэтому они не могут составить конкуренции средствам автомобильного и железнодорожного транспорта. В связи с этим сегодня крупные пассажирские суда практически всегда используются только для перевозки туристов (т.е. в форме речных круизов), а также для перевозки пассажиров в труднодоступные районы, с которыми отсутствует иное транспортное сообщение.
Речные суда, которые используют подводные крылья или воздушную подушку, способны разгоняться до 80 км/ч. Однако их характерной чертой является высокий расход топлива, который приводит к высокой стоимости перевозок.
Еще существуют традиционные речные суда небольших размеров, которые в большей степени известны в качестве «речных трамваев». Они в основном используются в режиме общественного транспорта для городских и пригородных перевозок.
Таким образом, несмотря на относительно невысокую популярность речного транспорта, он и по сей день продолжает развиваться. Разрабатывают и применяют новые способы транспортировки груза и пассажиров по внутренним водам, что позволяет решить специфические логистические задачи.