Логистика международного бизнеса - это деятельность по управлению передвижением потоков различных ресурсов во времени и пространстве от места их возникновения до конечного потребителя с учетом пересечения этими ресурсами и их перевозчиками национальных границ государств.
Международный бизнес
Характерной чертой современной экономики является глобализация. В связи с этим одной из основных на сегодняшний день форм ведения экономической деятельности является международный бизнес. Он представляет собой разновидность предпринимательства, т.е. деятельности, которая ведется ради достижения основной цели - систематического получения прибыли.
Отличительным свойством международного бизнеса является то, что его участники представляют разные государства. Это обстоятельство обуславливает необходимость перемещения готовой продукции через государственные границы и прохождения ее перевозчиками соответствующих таможенных процедур. Следовательно, большую роль в современном международном бизнесе играет логистика.
Общие сведения о логистике
Логистика как направление хозяйственной деятельности и изучающая его научная дисциплина стали формироваться, начиная с середины 20 столетия. Логистический подход к ведению хозяйства предполагает рассмотрение имеющихся ресурсов (прежде всего, материальных, а также финансовых и информационных) через призму потоков и запасов.
Потоками называют ресурсы, которые находятся в движении. Причем это движение может иметь место как между отдельными самостоятельными предприятиями, так и внутри одного предприятия. Запасом называют ресурсы, которые находятся в покое, т. е. без движения.
Логистика предлагает хозяйствующим субъектам методы и инструменты для управления движением материальными и сопутствующими потоками на пути от места их возникновения до конечного потребителя, а также для поддержания запасов на определенном уровне. Целью логистики является осуществление перечисленных видов деятельности с наименьшими для ее участников издержками. Логистическое управление традиционно включает в себя планирование, организацию и контроль.
Во всех отраслях народного хозяйства и на всех уровнях экономики логистика в качестве основного логистического потока рассматривает материальный поток, сопутствуют ему - информационный, финансовый и сервисный потоки. Основными логистическими функциями, которые выполняет практически любое предприятие, являются снабжение, производство и сбыт. Их выполнение связано с такими логистическими операциями, как закупка, транспортировка, складирование, грузопереработка и др.
Особенности логистики в международном бизнесе
Логистика в международном бизнесе отличается от логистики на национальном уровне, прежде всего, так, как отличаются соответствующие логистические системы. Применение логистики на национальном уровне ограничено границами государства, а функционирование логистических систем осуществляется в соответствии с национальным законодательством.
Как правило, основными участниками логистики в международном бизнесе являются следующие лица:
- Поставщик экспортера - это хозяйствующий субъект, который продает экспортеру необходимые ему для организации производства сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и другие ресурсы (количество поставщиков может быть различным - оно определяется политикой экспортера).
- Экспортер - это коммерческая организация, которая специализируется на производстве определенного вида продукции и его последующей продаже заграницу.
- Посредническая организация - это коммерческая организация, которая способствует налаживанию хозяйственных связей между экспортером и импортером путем принятия на себя обязательств по поиску контрагента, осуществлению транспортировки, оформлению необходимой документации, прохождению таможенных процедур, страхованию перевозимого груза и т. п.
- Импортер - это хозяйствующий субъект, который приобретает необходимый ему определенный вид продукции у контрагентов заграницей.
- Конечный потребитель - это лицо, которое внутри страны приобретает у импортера зарубежную продукцию в целях ее некоммерческого (личного, семейного) потребления.
Стоит отметить, что нередки случаи, когда импортер и конечный потребитель являются одним субъектом. Точно так же можно сказать и про поставщика экспортера с самим экспортером.
Логистика в международном бизнесе в настоящее время призвана решать большое число разнообразных задач. В первую очередь, логисты должны оптимизировать процесс ценообразования закупаемых, производимых и поставляемых товаров и услуг. На международном уровне эта задача осложняется наличием таможенных пошлин, различиями в уровне инфляции, в системах налогообложения, в условиях банковского расчетного обслуживания, в требованиях национального законодательства, колебаниями валютных курсов и рядом других факторов.
Экспортеры, импортёры и другие участники внешнеэкономической деятельности должны тщательным образом анализировать международную конкурентную среду. На основе полученных данных необходимо выстраивать собственную логистическую систему и цепь поставок таким образом, чтобы получить наибольшее число конкурентных преимуществ.
Коммерческим организациям чрезвычайно важно своевременно и правильно определить уровень потребности в конкретной продукции на конкретном внутреннем и (или) внешнем рынке. От этого зависит организация работы зарубежных филиалов и представительств предприятия, установление хозяйственных связей с иностранными партнерами. Например, некая компания на иностранном рынке развивающейся страны может развивать собственную розничную сеть или передать функции распределения продукции местному дистрибьютору.